Как в Белгороде работает Центр полезной занятости для людей с ментальными особенностями
Инициатором создания первого в регионе центра стал фонд «Каждый особенный»
-
Статья
-
Статья
В Центре полезной занятости подопечные фонда – молодые люди от 15 до 25 лет – учатся рисовать, шить, мастерить изделия для продажи, общаются с психологами и тьюторами.
Работать, общаться, отдыхать
Несмотря на то что официально Центр полезной занятости открылся 1 октября, первые восемь студентов, как здесь называют своих подопечных, занимаются с лета.
«Это центр для взрослых ребят», – рассказала основатель фонда «Каждый особенный» и мама ребёнка с аутизмом Наталья Злобина.
Сюда приходят те, кто не смог трудоустроиться.
Например – Эля. Она училась на повара, окончила техникум, но не нашла работу по специальности. Теперь ходит на занятия на четыре часа, со вторника по пятницу. В свободное время записывает ролики для блога в Likee.
Перед тем как организовать центр, Наталья Злобина летала в Америку и смотрела, как там устроены мастерские для людей с ментальными особенностями:
«Какие‑то ребята просто раскрашивают таблички в красный и оранжевый цвет, другой человек ставит на таблички штамп и их продают фермерам. Концепция такая, что пользу может приносить каждый, и государство не содержит полностью каждого человека. У нас всё наоборот. Ребят признают недееспособным, и они не смогут официально работать. Поэтому мы сделали проект трудовых мастерских. Важно, что человек живёт не в психоневрологическом интернате, а среди нас, где его считают таким же важным».
Занятия в Центре полезной занятости начинаются с приветственного круга, где ребята делятся эмоциями, рассказывают о себе, обсуждают различные темы, т. е. учатся общаться. Затем они занимаются в художественной мастерской, потом швейная мастерская.
В центре оборудовали сенсорную комнату со светильниками, где студенты могут надеть противошумные наушники, в темноте рассматривать «звёздное небо» и отдыхать.
«Саша ждал, что на занятия придёт Элеонора, но она приболела. У Саши случился стресс, потому что для него предсказуемый план очень важен. Он не может включиться в занятия – тогда подключаются психологи. Есть ребята со сложным поведением и им нужны перерывы каждые полчаса. В тихом месте они могут посидеть, собраться с мыслями и потом вернуться к работе», – рассказывает о подопечных центра Наталья Злобина.
Педагог-организатор Александра Нестерова считает, что с такими ребятами важно быть честными:
«Они все классные, все крутые. Они чувствуют, как ты к ним по‑настоящему относишься».
В центре работают 9 сотрудников: педагоги-организаторы, ассистенты-помощники, психолог и методист. Педагоги прошли обучение в первом в России центре системной поддержки людей с РАС «Антон тут рядом». При этом каждый желающий может обратиться в фонд и стать волонтёром центра, провести для ребят мастер-классы.
Мерч на продажу и агентство по найму
Фонд хочет сделать проект самоокупаемым: студенты будут делать мерч на продажу, а деньги пойдут, например, на покупку материалов, расширение мастерских.
Первая мастерская рассчитана на 20–25 человек. Но в октябре в листе ожидания 40 ребят со всей Белгородской области, есть желающие старше 35 лет. С каждой семьёй сотрудники проведут собеседование, чтобы выяснить, какие навыки студенту нужно развивать. В планах фонда также создать другие проекты, чтобы люди с ментальными особенностями могли зарабатывать.
«Мы планируем, что продукцию ребят будут продавать на местном рынке, – говорит Наталья Злобина. – Предполагаем внедрять защищённые мастерские, когда работодатель предоставляет квоту, а ребята могут работать в центре. Либо мы сможем развить коммуникационные навыки ребят до такого уровня, что они будут работать на внешнем рынке с определённой поддержкой».
Также, по словам Злобиной, в планах фонда сделать агентство по найму:
«Чтобы сотрудник, который долго работает с нашими ребятами, составлял их психологический профиль, указывая интересы, навыки, и искал работодателя. Меня всегда возмущало, что для таких ребят есть программы в ссузах, но они не учитывают некоторые особенности, что человек с ментальными особенностями из‑за безопасности не может брать в руки нож, резать салат. В системе нет ни одной структуры, которая беспокоится за человека. Должен быть сопровождающий мостик».
Уникальность трудовых мастерских в том, что они открыты в муниципальном учреждении допобразования «Юность», а зарплату сотрудникам платят из бюджета.
Создавать проект, развивать его и передавать государству на финансирование – принцип фонда «Каждый особенный». Фонд оплачивает только обучение специалистов и материалы. Проект реализовали на средства гранта 7, 1 млн рублей, которые фонд выиграл в Фонде президентских грантов. Также его поддержали администрация Белгорода и городское управление образования.
«Мы помогаем государству изменить систему в интересах людей. Когда мы начинаем проект на базе госучреждения, он останется в государстве. Это важно», – считает основатель фонда.
Ранее фонду удалось реализовать программу ранней диагностики аутизма у детей и помощи родителям, чтобы как можно раньше выявлять риск расстройства. На средства грантов фонд также обучил педагогов и открыл первые ресурсные классы. В 2021 году в области работают 13 ресурсных групп в детских садах и 13 ресурсных классов в школах.
Валерия Солошенко