В 2021 году в Белгороде появится банк данных о детях с ментальными особенностями
-
Новость
-
Новость
Это сделает более слаженной работу специалистов, которые помогают семьям, где растут такие дети.
Сейчас с семьями, которые воспитывают детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и другими ментальными особенностями, работают профильные департаменты, медики, соцработники, школы, детсады, творческие организации, фонды помощи.
«Проблем много. Когда в семье появляется особенный ребёнок, родители в растерянности. Важно понимать, что ребёнка нужно сопровождать с помощью специалистов с самых первых минут, как только диагноз установлен. Родителям нужно помогать. Совместная работа специалистов из разных департаментов, управлений, представителей НКО помогает объединить родителей и дать необходимые знания», – пояснила уполномоченная по правам ребёнка в Белгородской области Галина Пятых 1 февраля на заседании наблюдательного совета по решению проблем детей с ментальными нарушениями.
К декабрю 2021 года в области создадут базу, где будет централизованно храниться информация о детях с РАС – при условии что их семьи согласны на обработку персональных данных. Информацию обещают надёжно защитить и постоянно обновлять. Третьи лица не смогут получить к ней доступ. Банк с данными поможет выстраивать более слаженную работу между специалистами разных сфер, работающими с особенными детьми.
Чтобы сделать более доступным школьное и профессиональное образование для детей с РАС и ментальными особенностями, важно снизить дефицит специалистов-дефектологов.
«Острая проблема – кадровое обеспечение наших ресурсных классов, дошкольных групп, творческих объединений в системе допобразования. Мы готовим не просто отрасль образования, а весь социальный кластер к тому, чтобы сопровождение жизни таких семей стало более качественным», – пояснила замгубернатора Наталия Зубарева.
В этом году профобразование получают 199 студентов с ментальными нарушениями и 5 человек с РАС.
После обучения надо обеспечить таких детей работой, подчёркивают специалисты. Поэтому ещё одна цель – увеличить количество трудоустроенных выпускников-инвалидов. Так, из 110 человек, которые закончили учёбу в 2020 году, сейчас работают 42. Остальные не нашли работу по разным причинам: некоторые продолжили учиться, другие не смогли работать по состоянию здоровья, третьим помешало отсутствие вакансий по месту жительства.
Чтобы решить проблемы трудоустройства, в регионе будут организовывать стажировки для ребят с РАС, проводить семинары с работодателями о том, как грамотно работать с человеком с ментальными особенностями.
Систему постараются выстроить таким образом, чтобы, пока ребёнок учится, центр занятости и учреждение профобразования уже искали для него несколько потенциальных мест для трудоустройства.
«Есть посылы к трудоустройству, профориентации, обучению на уровне СПО. Это очень важно. Пока это единичные случаи. Так, всего пять детей с РАС обучаются в СПО. Но мы понимаем: те дети, которые сейчас учатся в школе, потом захотят получить среднее специальное образование. Ребёнок станет взрослым и должен быть интегрирован в общество. Для этого должны быть условия», – уверена Галина Пятых.
Также в прошлом году, по данным на середину декабря, 289 белгородских детей с РАС получали допобразование. Это ещё одна цель: увеличить количество детей с ментальными особенностями, которые ходят в спортивные и творческие кружки.
А вот проект по созданию тренировочной квартиры для людей с РАС затормозил. По плану её должны были купить и оборудовать, чтобы там одновременно могли жить четверо молодых людей от 18 до 25 лет. Но пока купить квартиру не удалось: в регионе будут искать способы финансирования.
Отдельно на совете обсудили врачебную помощь, в частности стоматологическую. Если с ребёнком можно установить контакт, то зубы ему лечат в поликлинике по месту жительства. Но зачастую перед стоматологическими манипуляциями особенным детям дают общий наркоз.
В этом случае их направляют в областную детскую клиническую больницу. Врачи-анестезиологи работают вместе со стоматологами. Медики прошли специальное обучение.
«Родители отзываются очень хорошо. Большое спасибо. Дети вовремя получают качественную стоматологическую помощь», – заметила Ольга Демченко, руководитель «Синей птицы» – благотворительной организации помощи семьям, имеющим детей с РАС и другими ментальными нарушениями.
Она же предложила создать в регионе общедоступную карту помощи для родителей, чтобы, столкнувшись с диагнозом, они знали алгоритм действий.
«Это очень важно, потому что к нам каждый месяц приходит 5–10 семей, и у всех возникают общие вопросы: как попасть в садик, как в дальнейшем попасть в школу, как сейчас получать медицинские услуги, что может дать соцзащита, как оформить инвалидность. Общая карта крайне необходима и будет большой поддержкой для семей», – пояснила Демченко.
Наблюдательный совет поддержал её идею.
Наталия Козлова