«Семейный дом». Зачем людям с ментальными особенностями нужен свой тренировочный дом
«БелПресса» на примере истории конкретной семьи рассказывает, почему необходим закон о распределённой опеке
-
Статья
-
Статья
Разбираемся, как опека над недееспособным может перейти интернату и что нужно, чтобы этого не случилось, как в области работает программа «Передышка» и для чего семьям, в которых есть люди с ментальными нарушениями, тренировочный дом.
Особенный Марк
Марку Ищенко сейчас 21 год. У него инвалидность с рождения, поэтому он не может жить самостоятельно без помощи других взрослых. Ещё в детстве парень перенёс несколько операций и прошёл множество реабилитационных программ.
«Марк родился в Хабаровске. Там мы начинали лечение. Потом переехали в Москву, там он пошёл в первый класс для детей со сложной структурой дефекта. Он быстро научился читать, писать и строить предложения. Преподаватели отмечали, что у него хороший прогресс», – рассказывает его мама Оксана.
Когда у Оксаны прибавилось работы, она нашла для Марка школу-интернат. Там, помимо занятий, были бассейн, лечебная физкультура, массаж. Через время пришлось уйти и из этой школы: детям-колясочникам стало тяжело учиться с активным Марком.
«Мои родители переехали в Белгородскую область и предложили мне привести Марка им. Мы нашли для него школу-интернат в Новом Осколе. Марк мог быть три недели в интернате, две – дома. У него там появились друзья. Он окончил школу и получил аттестат. Несмотря на диагноз, у него хорошая память, он может читать и писать», – рассказывает Оксана.
Из‑за недопонимания
Когда год назад бабушки Марка не стало, Оксане пришлось временно отдать сына в Борисовский психоневрологический интернат. Для тех, кому не с кем оставить родственника с ментальными особенностями, есть программа «Передышка».
«К сожалению, она оказалась не такой, какой её хотелось бы видеть. Предполагалось, что у Марка будет реабилитационная программа, но её не было. Интернат удалён от города, поэтому сложно вывести ребят для занятий интересным делом. Кроме того, не каждый родитель может себе позволить платить около 30 тыс. в месяц», – объясняет Оксана.
Через какое‑то время ей предложили оформить оплату проживания через пенсию Марка, что фактически являлось получением путёвки в интернат. При этом по российскому законодательству, когда недееспособный человек проживает длительное время в интернате, именно учреждение становится опекуном.
И когда в мае этого года Оксана решила забрать Марка насовсем, выяснилось, что уже с декабря 2019-го она не является опекуном. Чтобы увидеть сына, женщине нужно было писать заявление, как любому другому посетителю, и если бы она увезла Марка, интернат мог бы подать на неё в розыск.
«Мне сразу не объяснили все нюансы длительного пребывания. Мне, как и любому родителю, оказавшемуся в такой ситуации, было не понятно, почему я не могу забрать своего сына», – уточняет Оксана.
Спустя время в соцзащите Оксане разъяснили, что, если вдруг что‑то случится с подопечным и нужно принять экстренное решение о его жизни, рядом нужен опекун. Поэтому при длительном проживании в учреждении и выходе из программы «Передышка», согласно закону, опекунство переходит интернату.
«Сейчас разрабатывается закон о распределённой опеке, который даст возможность разделить право между интернатом и родителями. Без закона такая ситуация, как у Оксаны, может ждать любую семью», – объясняет Владимир Тараненко, председатель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов.
Тренировочный дом
Оксана подготовила документы для оформления опеки, и Марк снова будет с мамой. На встрече с представителями соцзащиты Оксана и Владимир обсудили проект тренировочного дома, который позволит людям с ментальными особенностями стать самостоятельнее.
В таком доме в течение месяца под руководством тьютора они будут учиться готовить, убирать, ходить в магазин. Если человек хорошо адаптируется к новому дому, то ему могут продлить программу. Планируется, что тренировочный дом будет в Разумном. Родители детей с ментальными особенностями решили, что это спокойное место с хорошей инфраструктурой хорошо подойдёт для обучения.
«Будет 22 тьютора с педагогическим или психологическим образованием, которые пройдут дополнительное обучение. Такие проекты есть и в других регионах, и они очень помогают людям. В Белгородской области впервые в России такая возможность появится за счёт государства, а не НКО», – рассказывает Владимир.
То, что проект будут курировать соцзащита и другие управления, даёт уверенность родителям в том, что финансирование и контроль будут на государственном уровне.
«Мы также задумались о занятости. Например, такие люди могут сажать растения или лепить в гончарной мастерской. Хотелось, чтобы и бизнес подключался к таким проектам и давал ребятам возможности для развития. Например, в Санкт-Петербурге открыли инклюзивное кафе «Огурцы», где работают люди с ментальными нарушениями», – рассказывает о планах Оксана.
Вместе с соцзащитой обсудили и возможность сопровождаемого проживания, когда тьюторы будут приходить заниматься с такими людьми дома.
«В хорошем месте Марк может всему научиться. Однажды он посмотрел фильм «Семейный дом», и ему понравилось, что там живут все вместе. Это стало его идеалом. Каждому человеку важно ощущение семьи, а этим людям тем более», – подытожила Оксана.
Комментарий специалиста
Рассказывает замначальника управления соцзащиты Белгородской области Елена Савина.
Что входит в программу пребывания в интернатах людей с ментальными нарушениями «Передышка»? Сколько человек за год воспользовались этой программой?
«Передышка» – платная программа, которая реализуется в психоневрологических интернатах (ПНИ) Белгородской области. Она предусматривает краткосрочную поддержку семей, в которых есть недееспособные, – социально-бытовую, медицинскую, психологическую, педагогическую, различные услуги.
Участникам программы создаются условия, максимально приближенные к домашним. Для этого с семьями подопечных при заключении договора обговариваются условия проживания, предпочтения в питании, личностные особенности.
К «Передышке» обращаются те опекуны, которые по каким‑то обстоятельствам не могут временно заботиться о недееспособном подопечном. Специалисты интернатов могут подкорректировать реабилитационные программы и раскрыть скрытые способности человека. Подопечные интернатов принимают участие в жизни города, в самодеятельности и спортивных соревнованиях. Так специалисты могут выявить, к чему у них склонности.
За 2019–2020 годы этой программой воспользовались восемь семей Белгородской области. Сейчас в психоневрологических интернатах 15 свободных мест по программе «Передышка».
Кроме того, в интернатах есть консультационные центры, куда могут обратиться опекуны за помощью. В будущем мы планируем запустить тренировочный дом, в котором подопечные под присмотром специалистов будут приобретать различные навыки».
Может ли опекунство над недееспособным быть сохранено родственником-опекуном при помещении в ПНИ? В каком случае интернат может стать опекуном?
«Недееспособным гражданам, помещённым под надзор в интернат, опекуны или
попечители не назначаются (п. 4 ст. 35 ГК РФ). Но их обязанности возлагаются на организации, оказывающие социальные услуги. Нахождение в интернате не означает, что человек навсегда там останется. Статус дееспособности или опекун может вернуться. Иногда родственники оформляют временную опеку и забирают подопечного из интерната на время отпуска или выходных.
При временном пребывании в интернате по программе «Передышка» опекунство сохраняется за опекуном. Только при получении путёвки для постоянного пребывания в интернате, которую оформляют органы опеки и попечительства, обязанности опекуна переходят учреждению. Это предусмотрено законом, чтобы в случае экстренной ситуации у интерната была возможность помочь подопечному, например принять решение о госпитализации.
При оформлении путёвки в интернат для постоянного пребывания опекуну обязательно разъясняются его права. Спорные ситуации между опекуном и интернатом могут возникать только из‑за недопонимания при оформлении документов. Если опекун снова захочет забрать человека из интерната, никаких препятствий для этого нет».
Может ли родитель вернуть опекунство? Что для этого необходимо? Как быстро возвращается это право?
«Родитель или другой родственник может вернуть опекунство, обратившись в органы опеки и попечительства по месту жительства подопечного. Специалисты помогают собрать нужные документы, и достаточно быстро опекунство возвращается.
Для близких родственников (родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестёр, детей и внуков), которые постоянно проживали вместе с недееспособным человеком не менее 10 лет, нужно только заявление, документы, подтверждающие родство, и медицинское заключение о состоянии здоровья. Для остальных нужно, помимо перечисленных документов, также справка с места работы с указанием дохода за последние 12 месяцев и письменное согласие членов семьи будущего опекуна на совместное проживание.
Органы социальной защиты населения, органы опеки и попечительства и интернаты делают всё необходимое для поддержки тех, кто захотел взять под опеку недееспособных граждан. Мы только рады, если находятся такие люди, и всячески им помогаем».
Наталья Малыхина