Дело не в продуктах. Кто помогает белгородским пенсионерам во время пандемии
Корреспондент «Белгородских известий» провела один день с волонтёрами
-
Статья
-
Статья
Чтобы помогать пожилым и людям с ограниченными возможностями здоровья, при управлении соцзащиты населения в Белгороде, как и по области, создали центр доставки продуктов питания и медикаментов.
Сейчас в нём более 70 волонтёров: строители, бизнесмены, люди, потерявшие работу.
«Приятно удивило, что проявили желание помочь довольно много подростков. К сожалению, пришлось им отказать: нашим волонтёром может стать человек в возрасте от 18 до 55 лет», – отмечает начальник отдела организационной работы, анализа и документооборота городского управления соцзащиты Елена Батракова.
Каждого волонтёра обеспечивают удостоверением. Доброволец должен иметь при себе марлевую повязку, перчатки и дезинфицирующие салфетки.
Звонки, звонки, звонки
В среднем горячая линия принимает около 70 заявок в день, по выходным меньше. Каждый звонок отрабатывают сотрудники центра: записывают имя, адрес и номер телефона, уточняют список необходимых продуктов, выясняют, как человек сможет передать деньги за свой заказ и будет ли контактировать с волонтёрами (кому‑то удобнее, чтобы всё передали из рук в руки, другие остерегаются – просят оставить у двери и уйти).
Затем все данные собирают в единые списки, которые передают волонтёрам. В списке Ирины Фесенко и Вячеслава Лазарева – 18 человек.
«Мы работаем в организации «Святое Белогорье против детского рака», поэтому привыкли всегда приходить на выручку тем, кто в этом нуждается», – объясняет Ирина.
Вместе с Вячеславом они стали волонтёрами центра почти сразу после его появления, поэтому сейчас, спустя несколько недель работы, действуют слаженно. Сначала надо получить список заявок, затем отправиться в магазин и купить всё нужное.
«Берём три тележки. Хватит, наверное? Или лучше всё‑таки четыре?» – прищурившись, волонтёры прикидывают объёмы покупок.
Какие‑то продукты набирают сразу же, возле чего‑то останавливаются, обсуждают, ищут лучший вариант.
— Давай вот это печенье возьмём, постное?
— Зачем постное, вот эти же лучше.
— Но это галеты, они такие же!
Оплатив, выученными движениями распределяют покупки по пакетам: в каждый уходит гречка, рис, макароны, мука, сахар, подсолнечное масло, чай, консервы, сгущённое и обычное молоко, конфеты, печенье. Это установленный состав продуктового набора. Его сформировали на основе заявок, что поступали в самые первые дни. Сотрудники центра проанализировали их и выделили то, в чём белгородцы нуждались больше всего.
Едем по списку
Первый адрес – обычная многоэтажка. Вячеслав достаёт из багажника один продуктовый набор и вместе с Ириной идёт к подъезду. Набирает цифры домофона. Гудок, ещё и ещё. После десятого сигнала становится понятно, что открывать никто не спешит. Ирина находит в списке нужный номер телефона и пытается дозвониться. Безуспешно.
«Понятно всё, – говорит Вячеслав. – Поехали дальше».
Такие молчаливые отказы для волонтёров не редкость.
«Регулярно хотя бы один адрес срывается. Дверь не открывают, звонки игнорируют. В прошлый раз пропало сразу два заказа», – признаются волонтёры.
Зато в другом месте передача проходит моментально. Один звонок – и дверь открыта. Передать пакет, получить лаконичную благодарность – задача выполнена. Всегда бы так!
Следующий адрес заставляет понервничать: в указанном подъезде внезапно не оказывается нужной квартиры. В ответ на телефонные звонки – тишина. Волонтёры решают обойти дом и обнаруживают другой подъезд под таким же номером. Сюрприз!
Впрочем, зайти внутрь волонтёрам удаётся не сразу. Женский голос долго выспрашивает: «Откуда вы? Что принесли?» Наконец замок щёлкает, открываясь. Именно для таких случаев и нужны временные удостоверения с фотографией и печатью – убедить человека по ту сторону двери, что всё в порядке, что перед ним не мошенники.
«Если честно, я до последнего не верила, что такое и вправду может быть. Когда звонила в соцзащиту, первым делом спросила, не обман ли, – признаётся женщина. – Вы нам очень помогли. И дело не столько в еде, может быть, мы бы и без неё прожили. Внимание и понимание того, что в случае чего ты не останешься совсем один, – вот что важнее всего!»
Может, чаю?
По дороге к следующему адресу Ирина рассуждает:
«Самое сложное в подобном волонтёрстве – соблюдать дистанцию. Пожилым людям одиноко сидеть взаперти, они то и дело приглашают нас зайти, посидеть, поговорить. А ведь в идеале нужно наоборот сократить общение до минимума».
В этот раз дверь распахивается сразу же: видно, волонтёров здесь ждут давно и с нетерпением. И, как и заметила Ирина, дело далеко не в продуктах. Пакету достаётся лишь один взгляд мельком, основное внимание Елены Макаровны направлено на посетителей.
— Как приятно, спасибо вам большое! – благодарно улыбается она и тут же добавляет: – Может быть, зайдёте? Чаю бы попили или кофе. Мы даже руки простерилизуем, чтобы всё безопасно было!
— Не можем, вы же понимаете: сейчас очень важно соблюдать все правила безопасности. Кстати, надеемся, вы не выходите на улицу?
— В воскресенье только ходила за молочком, но в основном стараюсь быть дома, конечно. Мы же чувствовали, к чему всё идёт, заранее собрали какие‑то запасы, – вздыхает Елена Макаровна. – А теперь вот и от вас подспорье! Ну может, всё‑таки хоть на минутку зайдёте?..
Но волонтёры вежливо прощаются и уходят. Их ждут другие.
Заявки на помощь в Белгороде принимают ежедневно по телефону горячей линии (4722) 33–39–07.
Александра Токтарёва