Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 февраля 2019,  19:18

Ролевые игры и наставничество: как воспитанников детдомов готовят к самостоятельной жизни

Фонд «Открывая горизонты» запустил в Белгороде проект, обучающий детей из детских домов социальным навыкам

Ролевые игры и наставничество: как воспитанников детдомов готовят к самостоятельной жизниФото: Наталья Малыхина
  • Статья
  • Статья

Для детей, оставшихся без попечения родителей, большая проблема – отсутствие примера и опыта взрослых в повседневной жизни. Конечно, их учат решать бытовые вопросы, но ситуации, связанные с планированием жизни, проблемами общения, профориентацией, ребята решают сами.

Открывая горизонты

В 2015 году благотворительный фонд «Открывая горизонты» создали специально для того, чтобы помогать воспитанникам детдомов. Через сюжетно-ролевые игры, групповые психологические тренинги и наставничество фонд психологически и социально развивает ребят, учит их грамотной коммуникации, эмоциональному интеллекту, принимать решение и выстраивать жизненную стратегию.

Курс рассчитан на три года. В течение года для каждой группы детей проводится 12 игр. Каждая посвящена развитию определённых навыков: принятию решений, ответственности, самодисциплине, командной работе и т. д. Игра – это мини-модель жизни, и участвовать в ней интереснее, чем слушать лекцию на ту же тему. Результаты каждой игры обсуждаются всей группой, и здесь ребята продолжают учиться грамотно формулировать мысли, отстаивать свою точку зрения и уважать собеседника.

Второй год – это психологические тренинги, а третий – тьюторство, персональное наставничество. Ребята методично занимаются профориентацией, готовятся к собеседованиям, самостоятельному бизнесу и т. д.

Каждая игра разрабатывалась проектом «Полдень», и уже больше 70 детских домов начали работать по этому курсу. В Белгороде программа началась в январе в четырёх детских домах Белгорода, Разумного и Прохоровки.

Анна Липницкая, педагог по образованию, координирует проект в Белгороде.

«Я всегда занималась сюжетно-ролевыми играми, работала по системе Монтессори, поэтому такой игровой, творческий подход к образованию мне очень интересен. Для работы нужно много людей. Сейчас у нас есть корпоративные волонтёры из KFC, которые являются важнейшими партнёрами фонда и поддерживают его материально. Белгородский центр постинтернатного сопровождения «Расправь крылья» с радостью включился в работу. Они сопровождают выпускников детского дома и заинтересованы в том, чтобы заранее наладить связь с ребятами. Также с нами волонтёры Российского союза молодёжи и мои друзья, которые заинтересовались проектом».

Анна Липницкая Анна Липницкая / Фото: Наталья Малыхина

Командная игра

На игру в Разуменский дом детства приехала команда из пяти волонтёров. Около 15 человек, от малышей до подростков, собрались в зале. Это те ребята, которые сами захотели играть: важно, чтобы участие было добровольным. Все хохочут, подкалывают друг друга и непрестанно возятся. Расставлены столы, разложены карточки с заданиями, волонтёры заняли свои места – всё готово, кроме детей. Шумная, весёлая толпа никак не хочет делиться на команды – ведущая пробует разные способы, и в итоге на помощь приходят негласные внутренние лидеры среди ребят. Образуется три команды.

Яркая, жизнерадостная Дана собирает группу мальчиков и девочек всех возрастов, ребята действуют быстро, шумно и энергично. Вторая команда самая малочисленная, в ней несколько ребят-ровесников, этаких бойких парней-сорвиголов. Третью команду поначалу сложно было определить и разглядеть из‑за их спокойного, неброского на первый взгляд лидера. Но именна они в итоге и победила.

Несколько ребяту шли из зала ещё на этапе деления на команды, оставшись недовольными его результатом.

«Это нормально, – объясняет Анна. – Мы должны позволить ребятам проживать любые чувства, которые к ним приходят. Они не обязаны в этом участвовать, не обязаны радоваться. Сегодня он не готов играть, и удерживать его нет никакого смысла. Это тоже момент становления эмоционального интеллекта и осознания ответственности за свой выбор. Стоит ли моя обида большого внимания? Что я получу, если останусь? А если уйду?»

Сегодняшняя игра – на командную работу. Каждой группе предлагается организовать предвыборную кампанию для своего кандидата. Для того чтобы привести команду к победе, каждый участник проходит испытания, зарабатывает баллы-камушки, меняет их на карточки с очками. Кто набрал больше всего – тот и победил. Здесь важно быстро понять сильные стороны каждого участника и отправить его выполнять нужное задание. Вариантов много – викторина, скоропись, публичное выступление, головоломки и т. д.

 

Вначале ребята довольно хаотично носятся, бегая от стола к столу, перебирая карточки, но постепенно в действиях появляется система, нарисовывается какая‑то стратегия. Во время игры не прекращаются взаимные колкости, упражнения в острословии, но, кажется, без желания ранить. Ребята могут разбираться между собой, но вместе стоят плечом к плечу перед большим миром. Это одна команда со своим отлаженным внутренним кодексом. Например – нельзя обижать младших. За этим строго следят старшие ребята.

В конце все вместе обсуждают результаты и проводят работу над ошибками, разрабатывают наилучшую стратегию. Это, может быть, самый важный этап.

«Моя ошибка, – честно признаёт Дана неидеальность стратегии. – Надо было делать по‑другому, не копить камушки, а сразу менять их на баллы».

В конце игры становится очевидно: побеждают не самые быстрые или эрудированные, а те, кто сумел договориться друг с другом, объединить силы, а ещё – быть внимательным к тому, что делают другие игроки и команды, не зацикливаясь только на собственных действиях».

Во время игры воспитатели не вмешиваются в процесс, не одёргивают и вообще предоставляют детям свободу. И ребята ведут себя достаточно самостоятельно и расслабленно, несмотря на присутствие незнакомых людей. А может, они уже просто привыкли к череде незнакомых лиц? Не так уж мало находится желающих приехать на праздники в детский дом, привести сладости и игрушки и уехать с чувством выполненного долга.

Но, к счастью, сегодня в детских домах достаточно еды, одежды, игрушек и прочих материальных благ. Детям нужно качественное общение и навыки, полезные в жизни, поэтому и помощь детскому дому должна быть другой: мастер-классы, занятия спортом, наставничество. Именно поэтому в фонде убеждены, что в каждый детский дом должна приезжать одна и та же команда добровольцев. Так и волонтёры, и подростки привыкают друг к другу и могут общаться по‑дружески и доверительно.

 

Ольга Алфёрова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×