Дети
Поддержку в «Синей птице» получают больше 120 семей. Дети посещают музыкальную и театральную студии, занимаются адаптивной физкультурой, работают с логопедом.
Изначально в организации планировали работать с детьми с аутизмом, но стали обращаться и родители ребятишек с другими ментальными нарушениями. Им не отказывают: подобных развивающих и творческих студий в городе нет.
На очередную встречу с подопечными «Синей птицы» пришли семь девушек-волонтёров, в том числе я. Все подопечные – мальчики (у них аутизм встречается чаще). Мы отправляемся на аттракцион «Перевёрнутый дом», и, пока шагаем рядком, узкая ладошка беспокойно лежит в моей руке, пальцы быстро перебирают мои. Никифор, уже почти подросток, спрашивает, где его подруга. Он уже гулял с ней несколько раз и беспокоится, что в этот раз она не пришла.
Дети с аутизмом не любят перемены и нестабильность, поэтому важно, чтобы волонтёр был постоянным. Только так ребёнок может привыкнуть к нему, расслабиться, спокойно общаться.
Задача волонтёра – наладить контакт с ребёнком и помогать общаться с другими детьми. Раз в неделю небольшой компанией они выбираются на прогулку в парк, посмотреть кино, в зоопарк, музеи.
По сути это обычная прогулка, но для некоторых ребят это подвиг. Они привыкли общаться с родителями, и прогулки с новыми людьми помогают им стать более самостоятельными, учат налаживать контакты, развиваться эмоционально и чувствовать себя более уверенно.
Прогулка
Родители записывают телефонные номера волонтёров и отпускают детей в самостоятельное плавание. На полтора часа. За это время мама может сходить к парикмахеру, поболтать за кофе с другими мамами или побыть наедине с собой.
Людмила Шведова, мама Никифора и соучредитель «Синей птицы», придумала проект «Наставники» в апреле. Он получил субсидию департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области. Деньги идут на оплату входных билетов, проезд и другие подобные траты.
Сейчас в проекте 20 волонтёров и 20 подопечных.
«Мы пригласили в первую очередь студентов помогающих профессий: врачей, педагогов, психологов и т. д., – говорит Людмила. – С новыми волонтёрами мы проводим подготовительные уроки, рассказываем о ментальных нарушениях, как общаться с детьми и что делать в неожиданных ситуациях».
Неожиданная ситуация – это, например, внезапная истерика. Есть масса способов, как правильно реагировать в подобной ситуации: игнорировать, отвлечь, утешить – в зависимости от причины истерики.
Но на нашей встрече всё проходит гладко. Мы приходим в «Перевёрнутый дом»: одно из немногих мест, куда благотворительную организацию пригласили бесплатно. Обстановка необычная для всех нас. Несколько ребят напрягаются, но реагируют на своих наставников – девушки улыбаются, не суетятся и объясняют, что происходит. Навернувшиеся на глаза слёзы передумывают течь, и, смелея, ребята разбредаются по этажам и комнатам.
Никита долго отказывается входить. Алла его не торопит, они смеются и болтают, и через 10 минут я встречаю их с наставником на втором этаже: барьер пройден.
Волонтёры
Алине всего 16. Она изучает коррекционную педагогику в педколледже, где и узнала о «Синей птице». Она в паре с мальчиком Валерой, который младше её всего на несколько лет, и это её первый опыт волонтёрства.
«Хочется людям помогать, есть такая потребность. Надо же чем‑то заниматься, помимо учёбы? Здесь мне очень интересно, и я поняла, что чувствую радость, когда удаётся сделать что‑то хорошее для других», – рассказывает девушка.
Ангелина – волонтёр «Синей птицы» уже около года. Она изучает адаптивную физкультуру и помогает педагогу вести занятия с подопечными организации:
«Когда я только пришла, это было нечто новое, и, конечно, я боялась, что не справлюсь. Сейчас укрепилась в мысли, что я на верном пути и выбрала правильную специальность. Для меня это отличная практика».
Большинство наставников – студенты педагогического колледжа. Однако специальное образование, для того чтобы быть волонтёром и дружить с ребёнком, не обязательно: достаточно быть заинтересованным, терпеливым и доброжелательным человеком.