Шаг 1. Мотивация
Наталья Бугаевская рассказывает свою историю, пока волонтёр Марина заплетает ей сложную косу.
«В больнице мне толком ничего не сказали – то ли насекомое укусило, то ли неизвестная инфекция повредила спинной мозг. Ребёнку 4 месяца, мы молодая семья…»
Девушка занималась эстрадными танцами 13 лет, пока не начала работать, и не думала, что вернётся к своему увлечению. 2,5 года назад в реабилитационном центре Наталья познакомилась с Константином, который стал её другом. Он пригласил её в студию инклюзивного танца. Муж целый год ездил с Натальей на занятия, наблюдал за тренировками.
«Думаю, он гордится мной, хотя прямо не говорит. Зато друзья семьи рассказывают об этом».
В прошлом году Наталья стала королевой на инклюзивном балу.
«Это оказалось очень важно для меня как для женщины. Потихоньку стала возвращаться самооценка, завязались новые интересные знакомства, и так я пришла в себя, появились цели в жизни. Сейчас наша дочка ходит в садик, а я заочно получаю высшее образование и планирую работать».
Шаг 2. Наставник
Тренировки проходят дважды в неделю в белгородском Центре реабилитации инвалидов. Здесь сложилась эдакая творческая тусовка: люди приезжают задолго до занятий, чтобы просто пообщаться между собой.
Занятия основательные – больше двух часов: разминка, разучивание движений, отработка танцевальных номеров. Танцоры в удобной спортивной одежде выстраиваются в шахматном порядке и начинают разминку. Звучит классический вальс «Мой ласковый нежный зверь», из соседнего зала его задиристо перебивает «Музыка нас связала».
«Переходим в третью позицию», – командует наставник группы Екатерина Собкалова.
Все скругляют руки в мягкий овал над головой. Екатерина проходит по рядам, разглаживая острые углы локтей, резкие изломы запястий.
«Убираем вот это движение: «ура, родители уехали на неделю», а делаем его плавным, аккуратным. Теперь двигаемся к станку».
Екатерина сама есть мягкая плавная линия – женственная, текучая, без острых углов. Три года назад она начала вести танцевальные занятия с интегрированной группой, где занимаются люди с различными проблемами здоровья, ментальными и физическими. Чуть позже появилась группа танцев на колясках. В обеих группах вместе около 20 человек от 12 до 35 лет.
«Я окончила кафедру хореографии в Харькове, а затем поступила на кафедру соцработы в БелГУ, – рассказывает девушка. – Я всегда знала, что буду заниматься хореографией, но про инклюзивную даже не думала. Пригласили попробовать – и меня затянуло. Первое время изучала методики работы в интернете. Потом два месяца училась на московских курсах. Это было напряжённое время: всю неделю я работала, в четверг ехала в Москву, в пятницу занималась, чтобы уже в субботу приехать домой».
Шаг 3. Тренировки
Майя – одна из первых танцовщиц студии. У неё ДЦП, она едва двигалась и с трудом толкала коляску, не слышала ритма, плохо ориентировалась на площадке. Занятия танцами ощутимо повлияли на её здоровье: Майя наработала нужную технику, развила пластику тела, несколько раз выступала на сцене.
«Танцы придают мне сил, – говорит Майя, – у меня появилась энергия на множество других дел: я занимаюсь в театральной студии, читаю стихи, а дома вышиваю бисером».
У неё роскошные каштановые волосы. После полугодового перерыва в тренировках ей требуется больше усилий, чтобы нагнать остальную группу, и девушка очень старается делать упражнения в счёт.
В танцах на колясках много особенных требований к танцовщикам. Особенное внимание уделяется артистизму и выразительности рук. Коляска должна поворачиваться и останавливаться под определённым углом, для чего разработана специальная техника. Танцевальные коляски отличаются колёсами, наклонёнными под углом, тремя дополнительными маленькими колёсиками и низкой мягкой спинкой.
«Все люди с разной базой и разными данными. Кто‑то вообще не воспринимает ритм, у кого‑то парализована одна сторона. Самое главное здесь – разглядеть сильные и слабые стороны каждого танцора и работать с ними так, чтобы подчеркнуть первое и изящно укрыть второе, – объясняет Екатерина. – Сейчас мы работает над эстрадным танцем, где по сюжету девочка попадает в первобытное племя, которое решает, что с ней делать. Это очень интересный характерный танец с яркими персонажами».
Шаг 4. Волонтёры
Марина Миженина – социальный педагог-куратор в центре подготовки и постинтернатного сопровождения выпускников «Расправь крылья», учится в магистратуре БелГУ и помогает как волонтёр в танцевальной студии.
«После школы у всех были гигантские амбициозные планы – куда‑то уехать, чего‑то достичь, мечтали о шикарном будущем. Я планировала военную карьеру. В итоге поступила на факультет социальной работы, потому что там было бюджетное место, и первое время мне не нравилось до слёз. А через несколько месяцев поняла – вот оно, моё шикарное будущее. Обожаю свою работу!
Я посещала школу волонтёров, где впервые увидела коллектив «Тандем» и моментально влюбилась. Моим первым партнёром стала Юля – она открыла мне этот мир. Это удивительно: ты думаешь, что пришёл помочь, а на самом деле помогают тебе: ты прикасаешься к чему‑то прекрасному и после тренировки чувствуешь себя абсолютно счастливым».
Роме 17 лет, он танцует в паре с 13-летней Машей. Кажется, ему искренне нравится танцевать, хотя он старательно пытается это скрыть: халтурит на разминке, дурачится, спорит, закатывает глаза – но продолжает приходить.
После пары месяцев тренировок Рома с Машей исполнили румбу, вальс, полонез и стали королём и королевой бала этого года.
«Я прихожу, чтобы пары прогуливать, – небрежно бросает студент, но через несколько минут выдаёт искреннее. – Ну да, меня спрашивают, почему я вот с такими ребятами танцую. А в смысле, с «такими»? Зачем строить какие‑то условности у себя в голове, если в реальности их нет? Любой человек имеет право жить, любить, двигаться, танцевать. Я люблю танцевать, поэтому я здесь».
Шаг 5. Бал
Второй инклюзивный бал проходит в Центре молодёжных инициатив. В зале душно от лета и волнения. Бал – это не красное словцо, всё по‑настоящему: вечерние платья, сложные причёски, белые рубашки и классическая музыка.
Ребята волнуются, переглядываются и подбадривают друг друга.
«Какое красивое платье!.. Очень хорошо говорил на презентации пары!.. Ты танцевала лучше, чем на репетиции…»
Всё начинается с важного, деловитого полонеза. Юноши сопровождают своих дам, девушки несут себя торжественно и явно наслаждаясь собой и происходящим. В игривый, растрёпанный галоп, похожий на русский народный ручеёк, ввязывается половина зала.
Как же будет выглядеть классический вальс, румба или танго на колясках? Здесь важная роль лежит на партнёре: он вращает коляску, держа танцовщицу за руки, следит за траекторией и тем, чтобы не столкнуться с другими парами.
Задача танцора на коляске – вовремя и чётко остановить её, контролировать траекторию и вложить максимум выражения в пластику рук и корпус тела.
Всё вместе выглядит очень естественно и вдохновляюще.
«Для меня инклюзивная хореография – не что‑то особенное, – утверждает Екатерина. – Это просто самостоятельное танцевальное направление, в котором сложилось своё сообщество, проводятся конкурсы и фестивали. Я считаю, что наши танцовщики уже готовы к крупным международным фестивалям и морально, и по уровню подготовки».
Шаг 6. Воля
После бала – вечеринка на природе с шашлыками, короткие выходные и снова за работу – ещё больше, ещё тщательнее. Екатерина планирует участие в конкурсах уже в этом году и рассчитывает на успех.
Музыка переключается на румбу. На паркет выходят Рома и Маша – этот танец принёс им звание короля и королевы бала. Наталья тоже знает его, но на сегодняшнюю репетицию её партнёр не пришёл. Чувствуется, как не хочется ей танцевать этот танец в одиночестве – в вызывающе темпераментном ритме, под щёлкающей камерой.
Но девушка делает невидимое нам усилие, перемещается к центру зала, взмахивает изящно сложенными кистями и в танце подпевает песне, улыбаясь своему отражению в огромных зеркалах. Никто не знает, чего ей стоила эта величественная осанка, эти томно полуприкрытые в танце глаза и мягкие движения кистей. Но мы все знаем, про что этот танец.
«То, что ты строишь годами, может быть разрушено за одну ночь. Всё равно строй».