Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 июля 2018, 12:03
 Ольга Алфёрова 6455

Искусство маленьких шагов. Как учатся танцевать люди на инвалидных колясках

Рассказываем о работе студии инклюзивного танца «Тандем»

Искусство маленьких шагов. Как учатся танцевать люди на инвалидных колясках Наталья Бугаевская (в зелёном платье). Фото Натальи Малыхиной
  • Ольга Алфёрова
  • Статья

«Я не попадала в аварию, ничем не болела. Просто однажды утром проснулась и не смогла встать с кровати: меня парализовало до груди. Полтора года была в тяжелейшей депрессии, пока не пришла в танцевальную студию. Здесь ко мне постепенно вернулось желание жить».

Шаг 1. Мотивация

Наталья Бугаевская рассказывает свою историю, пока волонтёр Марина заплетает ей сложную косу.

«В больнице мне толком ничего не сказали – то ли насекомое укусило, то ли неизвестная инфекция повредила спинной мозг. Ребёнку 4 месяца, мы молодая семья…»

Девушка занималась эстрадными танцами 13 лет, пока не начала работать, и не думала, что вернётся к своему увлечению. 2,5 года назад в реабилитационном центре Наталья познакомилась с Константином, который стал её другом. Он пригласил её в студию инклюзивного танца. Муж целый год ездил с Натальей на занятия, наблюдал за тренировками.

«Думаю, он гордится мной, хотя прямо не говорит. Зато друзья семьи рассказывают об этом».

В прошлом году Наталья стала королевой на инклюзивном балу.

«Это оказалось очень важно для меня как для женщины. Потихоньку стала возвращаться самооценка, завязались новые интересные знакомства, и так я пришла в себя, появились цели в жизни. Сейчас наша дочка ходит в садик, а я заочно получаю высшее образование и планирую работать».

 

Шаг 2. Наставник

Тренировки проходят дважды в неделю в белгородском Центре реабилитации инвалидов. Здесь сложилась эдакая творческая тусовка: люди приезжают задолго до занятий, чтобы просто пообщаться между собой.

Занятия основательные – больше двух часов: разминка, разучивание движений, отработка танцевальных номеров. Танцоры в удобной спортивной одежде выстраиваются в шахматном порядке и начинают разминку. Звучит классический вальс «Мой ласковый нежный зверь», из соседнего зала его задиристо перебивает «Музыка нас связала».

«Переходим в третью позицию», – командует наставник группы Екатерина Собкалова.

Все скругляют руки в мягкий овал над головой. Екатерина проходит по рядам, разглаживая острые углы локтей, резкие изломы запястий.

«Убираем вот это движение: «ура, родители уехали на неделю», а делаем его плавным, аккуратным. Теперь двигаемся к станку».

Екатерина сама есть мягкая плавная линия – женственная, текучая, без острых углов. Три года назад она начала вести танцевальные занятия с интегрированной группой, где занимаются люди с различными проблемами здоровья, ментальными и физическими. Чуть позже появилась группа танцев на колясках. В обеих группах вместе около 20 человек от 12 до 35 лет.

«Я окончила кафедру хореографии в Харькове, а затем поступила на кафедру соцработы в БелГУ, – рассказывает девушка. – Я всегда знала, что буду заниматься хореографией, но про инклюзивную даже не думала. Пригласили попробовать – и меня затянуло. Первое время изучала методики работы в интернете. Потом два месяца училась на московских курсах. Это было напряжённое время: всю неделю я работала, в четверг ехала в Москву, в пятницу занималась, чтобы уже в субботу приехать домой».

 

  • Наставник группы Екатерина Собкалова.

Шаг 3. Тренировки

Майя – одна из первых танцовщиц студии. У неё ДЦП, она едва двигалась и с трудом толкала коляску, не слышала ритма, плохо ориентировалась на площадке. Занятия танцами ощутимо повлияли на её здоровье: Майя наработала нужную технику, развила пластику тела, несколько раз выступала на сцене.

«Танцы придают мне сил, – говорит Майя, – у меня появилась энергия на множество других дел: я занимаюсь в театральной студии, читаю стихи, а дома вышиваю бисером».

У неё роскошные каштановые волосы. После полугодового перерыва в тренировках ей требуется больше усилий, чтобы нагнать остальную группу, и девушка очень старается делать упражнения в счёт.

В танцах на колясках много особенных требований к танцовщикам. Особенное внимание уделяется артистизму и выразительности рук. Коляска должна поворачиваться и останавливаться под определённым углом, для чего разработана специальная техника. Танцевальные коляски отличаются колёсами, наклонёнными под углом, тремя дополнительными маленькими колёсиками и низкой мягкой спинкой.

«Все люди с разной базой и разными данными. Кто‑то вообще не воспринимает ритм, у кого‑то парализована одна сторона. Самое главное здесь – разглядеть сильные и слабые стороны каждого танцора и работать с ними так, чтобы подчеркнуть первое и изящно укрыть второе, – объясняет Екатерина. – Сейчас мы работает над эстрадным танцем, где по сюжету девочка попадает в первобытное племя, которое решает, что с ней делать. Это очень интересный характерный танец с яркими персонажами».

 

  • Майя.

  • В танцах на колясках особенное внимание уделяется артистизму и выразительности рук.

Шаг 4. Волонтёры

Марина Миженина – социальный педагог-куратор в центре подготовки и постинтернатного сопровождения выпускников «Расправь крылья», учится в магистратуре БелГУ и помогает как волонтёр в танцевальной студии.

«После школы у всех были гигантские амбициозные планы – куда‑то уехать, чего‑то достичь, мечтали о шикарном будущем. Я планировала военную карьеру. В итоге поступила на факультет социальной работы, потому что там было бюджетное место, и первое время мне не нравилось до слёз. А через несколько месяцев поняла – вот оно, моё шикарное будущее. Обожаю свою работу!

Я посещала школу волонтёров, где впервые увидела коллектив «Тандем» и моментально влюбилась. Моим первым партнёром стала Юля – она открыла мне этот мир. Это удивительно: ты думаешь, что пришёл помочь, а на самом деле помогают тебе: ты прикасаешься к чему‑то прекрасному и после тренировки чувствуешь себя абсолютно счастливым».

Роме 17 лет, он танцует в паре с 13-летней Машей. Кажется, ему искренне нравится танцевать, хотя он старательно пытается это скрыть: халтурит на разминке, дурачится, спорит, закатывает глаза – но продолжает приходить.

После пары месяцев тренировок Рома с Машей исполнили румбу, вальс, полонез и стали королём и королевой бала этого года.

«Я прихожу, чтобы пары прогуливать, – небрежно бросает студент, но через несколько минут выдаёт искреннее. – Ну да, меня спрашивают, почему я вот с такими ребятами танцую. А в смысле, с «такими»? Зачем строить какие‑то условности у себя в голове, если в реальности их нет? Любой человек имеет право жить, любить, двигаться, танцевать. Я люблю танцевать, поэтому я здесь».

 

  • Марина Миженина.

  • Рома с Машей.

Шаг 5. Бал

Второй инклюзивный бал проходит в Центре молодёжных инициатив. В зале душно от лета и волнения. Бал – это не красное словцо, всё по‑настоящему: вечерние платья, сложные причёски, белые рубашки и классическая музыка.

Ребята волнуются, переглядываются и подбадривают друг друга.

«Какое красивое платье!.. Очень хорошо говорил на презентации пары!.. Ты танцевала лучше, чем на репетиции…»

Всё начинается с важного, деловитого полонеза. Юноши сопровождают своих дам, девушки несут себя торжественно и явно наслаждаясь собой и происходящим. В игривый, растрёпанный галоп, похожий на русский народный ручеёк, ввязывается половина зала.

Как же будет выглядеть классический вальс, румба или танго на колясках? Здесь важная роль лежит на партнёре: он вращает коляску, держа танцовщицу за руки, следит за траекторией и тем, чтобы не столкнуться с другими парами.

Задача танцора на коляске – вовремя и чётко остановить её, контролировать траекторию и вложить максимум выражения в пластику рук и корпус тела.

Всё вместе выглядит очень естественно и вдохновляюще.

«Для меня инклюзивная хореография – не что‑то особенное, – утверждает Екатерина. – Это просто самостоятельное танцевальное направление, в котором сложилось своё сообщество, проводятся конкурсы и фестивали. Я считаю, что наши танцовщики уже готовы к крупным международным фестивалям и морально, и по уровню подготовки».

 

Наталья Бугаевская.
Наталья Бугаевская.
Фото Натальи Малыхиной

Шаг 6. Воля

После бала – вечеринка на природе с шашлыками, короткие выходные и снова за работу – ещё больше, ещё тщательнее. Екатерина планирует участие в конкурсах уже в этом году и рассчитывает на успех.

Музыка переключается на румбу. На паркет выходят Рома и Маша – этот танец принёс им звание короля и королевы бала. Наталья тоже знает его, но на сегодняшнюю репетицию её партнёр не пришёл. Чувствуется, как не хочется ей танцевать этот танец в одиночестве – в вызывающе темпераментном ритме, под щёлкающей камерой.

Но девушка делает невидимое нам усилие, перемещается к центру зала, взмахивает изящно сложенными кистями и в танце подпевает песне, улыбаясь своему отражению в огромных зеркалах. Никто не знает, чего ей стоила эта величественная осанка, эти томно полуприкрытые в танце глаза и мягкие движения кистей. Но мы все знаем, про что этот танец.

«То, что ты строишь годами, может быть разрушено за одну ночь. Всё равно строй».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×