Господь даёт силы. Священник из Красногвардейского района вносит вклад в общую победу
В окопах, как известно, атеистов не бывает. Во время смертельной опасности человеку как никогда нужна духовная поддержка
-
Статья
-
Статья
Поэтому уже второй год настоятель храма Пророка Божия Илии из села Верхососна Красногвардейского района отец Павел ездит «за ленточку» окормлять бойцов, участвующих в специальной военной операции.
Тернистая дорога
Сегодня Ильинский храм – единственный уцелевший из четырёх, некогда украшавших Верхососну. И единственный на Белгородской черте, помнящий времена её основания. Об этом с гордостью рассказывает нынешний настоятель отец Павел. Служит он здесь с 2016 года, и его дорога к Богу не менее терниста, чем история самой церкви.
Родился Павел Николаевич в рабочей семье в городе Снежное Донецкой области.
«Священников в нашем роду не было, хотя бабушка по материнской линии всю жизнь пела в церковном хоре, – вспоминает он. – Она, к сожалению, умерла, когда я ещё был маленьким. Но, наверное, это всё‑таки как‑то передалось. Ведь наши родные молятся за нас на небесах, вот и вымолили священника нашему роду».
Люди приходят к Богу по‑разному, поясняет батюшка. В основном через скорби, болезни или несчастье. Ему довелось найти свой путь через скорби. Хотя всё в жизни начиналось ладно, как у многих: окончил школу, затем Харьковское авиационно-инженерное училище. Служил на Дальнем Востоке инженером наземных служб. Военная карьера не состоялась по разным причинам, не последняя в их числе – развал Советского Союза. Уволился из армии в 1992 году в звании старшего лейтенанта.
А затем Павел Николаевич со всем семейством переехал в село, купил дом и начал ходить в местный храм Петра и Павла. Здесь взрослого мужчину, посещающего богослужения с особым чувством и настоящей верой, заприметил батюшка и предложил ему помогать в храме – прислуживать в алтаре. Спустя время поступило предложение серьёзнее – рукоположиться в священники.
«Есть такая практика в епархиях: где мало священников и много пустующих приходов – выбирают кандидатов из мирян и рукополагают в священники. После, уже будучи настоятелем этого храма, я заочно окончил Белгородскую духовную семинарию», – поясняет отец Павел.
Первое слово
С началом специальной военной операции отец Павел задумался над тем, как внести свой вклад в общую победу. Воевать священнослужителям запрещено, да и на кого приход оставить? Ответ пришёл, когда от Валуйской епархии батюшка начал ездить по госпиталям и окормлять раненых бойцов. Тогда и решил расширить географию своих поездок.
«Я родом из тех мест, где уже десять лет идёт война, – говорит отец Павел. – И если бы я не был священником, сейчас я точно пошёл бы в ополченцы. На самом деле всё зависит от желания человека. Мы все, кто ездит к бойцам «за ленточку», добровольцы. И спасибо Господу, что хранит нас. Главная наша миссия – духовно окормлять нашу паству: православных христиан, которые находятся на службе. Мы совершаем молебны, причащаем, исповедуем. Многих крестил, в том числе в госпиталях».
Чтобы совершать обряды, батюшке приходится иногда проявлять изобретательность. Например, где взять купель, чтобы крестить бойца? Не повезёшь же её с собой. В ход тогда идут любые подручные средства: однажды пришлось взять простую пятилитровую пластиковую банку, отрезать верх, налить воды, освятить как положено и покрестить солдата. Очень часто это проходит под грохот канонады.
«На передовой храмов нет, да и часовен тоже, но командиры определяют места в населённых пунктах, где есть капитальные здания или брошенные дома, – поясняет отец Павел. – Я не думаю, что мы особо чем‑то отличаемся от обычных священников, которые служат, например, в том же Белгороде. Опасность прилёта, к сожалению, есть везде. Но в местах боевых действий мы понимаем, что нужна особая предосторожность, поэтому берём с собой бронежилет и защитный шлем. Нормальный человек не может не испытывать страха, но я всегда думаю: а каково бойцам здесь, я‑то на один день приехал, а они тут месяцами? Поэтому я должен быть примером стойкости. И потом, когда ты занят делом, когда начинаешь служить, то не думаешь об опасности. И Господь даёт силы на всё».
К таким поездкам у батюшки наготове свой тревожный чемоданчик, где есть всё необходимое, чтобы в любом, даже самом неприспособленном месте «за ленточкой» совершать богослужения: крестики, пояса «живый в помощи», которые бойцы с собой носят. Обязательно везёт ребятам маленькие иконы, которые можно в нагрудный карман положить:
«Любая святыня, даже если просто молитва написана на бумажке, несёт с собой благодать. Я по себе знаю, потому что к Богу по‑настоящему пришёл уже взрослым, когда стал в храм ходить, молиться, причащаться. Но и в молодости, ещё в советское безбожное время, помню, как в минуту опасности всегда первое слово вылетало «Господи!». Даже не понимая, автоматически взываешь к Всевышнему, ищешь защиты у Него, потому что душа у каждого знает, к кому обращаться. Душа наша – христианка, поэтому и обращаемся мы к Господу. Иногда даже просто назвать имя Божие и сказать: «Господи, помоги мне» – это уже молитва».
Икона на дощечке
Собираясь «за ленточку», священник старается предусмотреть всё, но всё равно всегда приходится приспосабливаться:
«Как‑то освящали блиндаж – поставили на дощечку икону, зажгли возле неё свечку, молитвы прочитали. И всё это в походных условиях, при свете фонариков, потому что электричества нет. Так было и на позициях. В некоторых местах, если есть возможность, устраивают блиндажи под молитвенные комнаты. А ещё солдатики просят привезти им карманный молитвослов. Есть в нём специальная молитва к небесному воинству. У бойцов исстари самым большим покровителем считается Георгий Победоносец, а также святые, которые при жизни были воинами, – Димитрий Солунский, Александр Невский, Димитрий Донской. И после своей смерти святые князья уже веками помогают нашему воинству».
Во время выездных богослужений, которые отец Павел проводит вместе с другим батюшкой, случается всякое: иногда видят, что боец крестится неверно, поправляют аккуратно. Или выясняется, что есть некрещёные – это тоже поправимо. Впрочем, в специальной военной операции принимают участие представители и других конфессий, но святые отцы готовы и им помочь.
«Конечно, в религиозных обрядах они не участвуют, но большинство из них не против, чтобы их святой водичкой окропили, – поясняет священнослужитель. – Всё‑таки они находятся на Русской земле и понимают, что священники тут не просто так. Вообще, когда человек обращается к Богу, он любую возможность использует, если он по‑настоящему верит и сердце его тянется к Господу. Поэтому мы всегда найдём для них и слова поддержки, и святой воды не пожалеем, и благословим. Ведь они все – сыны Божии – здесь для одного: защитить нашу Родину», – говорит отец Павел.
Миссионерские поездки батюшка совершает на своём УАЗе «Патриот». Автомобиль старенький, то и дело просит ремонта. Но он всегда доверху нагружен гуманитарной помощью, которая поступает от волонтёров и жителей села: продуктами, тёплыми вещами, маскировочными сетями, окопными свечами, предметами первой необходимости.
«Мы зачастую бываем в таких районах, где на обычных легковых просто не проехать, – говорит отец Павел. – Да и большой груз гуманитарной помощи для ребят в один внедорожник не запихнёшь. Хорошо, если найдётся меценат, который приобретёт для нашей миссии УАЗ «буханку». Это даст возможность переправить нашим бойцам любую помощь от мирного населения, которое надеется на них, всемерно им помогает и, конечно, молится об их здравии и о том, чтобы Господь дал сил защищать нас до победы».
Арина Беседина