Пища благодатная. Что готовят на Пасху и как изменились традиции праздничной трапезы
О праздничном меню «Белгородским известиям» рассказал протоиерей храма в честь новомучеников и исповедников Белгородских из Строителя Александр Огнев
-
Статья
-
Статья
Пасхальному столу православные христиане всегда придавали особое значение. Он был не просто вкусным, красивым, но и символичным. Накрывали его после ночной пасхальной службы.
Пасхальный стол
Главные символы Пасхи – кулич и крашеные яйца. Появление традиции красить варёные яйца связано с преданием: Мария Магдалина пришла к императору Тиберию в Рим, чтобы рассказать ему о воскресении Христа, протянула ему куриное яйцо и произнесла: «Христос воскресе!» На что император воскликнул: «Воскресение из мёртвых так же невозможно, как превращение этого яйца из белого в красное!» При этих словах свершилось чудо – яйцо стало красным.
С тех пор люди окрашивают яйца в красный цвет или его оттенки, провозглашая победу духа над смертью. В настоящее время, к сожалению, часто подходят к этому процессу с чисто декоративной стороны: окрашивают яйца и в другие цвета, расписывают их, а также оборачивают в термонаклейки с изображением святых символов, которые потом просто выбрасывают. Последнее, конечно, недопустимо. Поэтому самое правильное – покрасить яйца обычной луковой шелухой по старинке, меньше будет искушения.
Также на столе должен быть хлеб или его производные как символ присутствия Христа: история гласит, что после его вознесения никто из апостолов не занимал место Иисуса за столом, но перед его воображаемым образом всегда ставили хлеб.
К этому дню старались испечь хлеб особый, праздничный. Так появились разные варианты куличей. Рецепты их выпечки отличались в различных селениях. Так, у Александра Куприна в нескольких его рассказах о Пасхе, упоминаются распространённые в начале прошлого века «исполинные бабы, размалёванные куличи». При этом считается, что в южных регионах России и Поволжье пекли дрожжевые куличи с добавлением сухофруктов и цукатов, а на северо-западе – бисквитные бабы, но форма у них была одинаковой, напоминавшей храм с расписным куполом.
В западных областях страны в тот же период готовили подобие слоёного десерта из теста с кисло-сладким кремом, орехами и цукатами – мазурки.
Также в конце XIX – начале ХХ веков лепили из сливочного масла и сахара фигурки в форме барашка-агнеца, который символизировал жертву Христа. Рецепт его приготовления можно найти в «Книге для молодых хозяек» (1861 год) Елены Молоховец. Также агнецы-кексы крутили и выпекали из песочного теста. Как мы видим, в большинстве районов нашей страны эта традиция не сохранилась, в отличие от творожной пасхи, которая напоминает по форме усечённую пирамидку и символизирует Голгофу. Для её приготовления используют специальную разборную форму (раньше деревянную, сейчас и пластмассовую) с вырезанными по бокам буквами «ХВ», что означает «Христос воскресе!».
Традиционные русские блюда
Помимо блюд символических, разговлялись от души традиционными русскими кушаньями. Разумеется, их разнообразие зависело от достатка хозяев, большое значение имел и ассортимент местных продуктов. Так, в землях московских, согласно «Домострою», в XVII веке зажиточные граждане могли себе позволить что‑то из обширного списка блюд: «С Пасхи в мясоед подают: лебедей, потроха лебяжьи, журавлей, цапель, уток, тетеревов, рябчиков, почки заячьи на вертеле, кур солёных, баранину солёную да баранину печёную, куриный бульон, крутую кашу, солонину, полотки, язык, лосину и зайчатину в латках, зайчатину солёную, заячьи пупки, кур жареных, жаворонков, потрошок, бараний сандрик, карасей, сморчки, кундумы, двойные щи. А к ужину подают студень, рябчиков, зайчатину печёную да уток, рябчиков жареных да тетеревов, баранину в полотках, зайчатину заливную, свинину да ветчину…».
Купеческий сын, писатель Иван Шмелёв в книге «Лето Господне» упоминал, что на Пасху в их семье (вплоть до 1920 года) готовили домашние колбасы, окорока, буженину, студни, пироги, разные виды рыбы на пару.
Крестьяне же пекли куличи из более дешёвой муки: гречневой, овсяной. Мясные щи уже были огромной роскошью. В качестве десертов подавали кисели, мочёную и квашеную ягоду, вместо вина – сбитни.
Но независимо от изобилия стола, наши предки прекрасно знали, что после длительного поста разговляться нужно осторожно, пробуя всего понемногу, постепенно добавляя белковые продукты. И конечно, обязательной была и остаётся произнесённая перед пасхальной трапезой молитва как символ благодарности Богу, объединяющему и примиряющему людей.
Ольга Бондарева