Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 февраля 2022,  12:00

Вернулись лики. Какие чудеса происходят в храме села Нижние Лубянки

«Белгородская правда» рассказывает о храме Евдокима Праведного и блаженной Клеопатры в Волоконовском районе

Вернулись лики. Какие чудеса происходят в храме села Нижние ЛубянкиХрам Евдокима Праведного и блаженной КлеопатрыФото: Наталия Козлова
  • Статья
  • Статья

Тот, кто бывал в Нижних Лубянках Волоконовского района, не мог не заметить с трассы небольшой красивый храм из красного кирпича. Издалека он чем‑то напоминает сказочный терем. Это единственный в стране, а может и в мире, храм Евдокима Праведного и блаженной Клеопатры.

Евдоким и Клеопатра

Праведники жили в разные века и встретиться не могли, а вот имена их оказались рядом много веков спустя. Храм в их честь построили и освятили в 1877 году супруги Синельниковы – Евдоким и Клеопатра.

Нижние Лубянки тогда – владение семьи Синельниковых. По преданию, супруги были благотворителями, глубоко верующими людьми. Храм освятили в честь своих ангелов.

«Архивы, к сожалению, пострадали в годы войны. Всё, что удалось выяснить, добыто по крупицам. Знаем, что храм каменный был построен в 1877 году. Освящён в честь блаженной Клеопатры и Евдокима – небесных покровителей семьи Синельниковых», – рассказывает настоятель храма отец Сергий.

Он служит здесь 10 лет.

В то время имя Клеопатра хоть и редко, но встречалось на Руси. Судя по архивным данным, в наших краях в разные годы жили несколько тёзок со звучным именем.

 

На Руси таких немного

В селе Нижние Лубянки до появления каменного храма стояла деревянная церковь Иоанна Предтечи. Её построил предок семьи Синельниковых.

«Церковь в селе Нижние Лубянки Бирюченского уезда деревянная, с колокольнею, построена в 1790 году. При ней в 1794 году священником был Роман Светличный. Устроена церковь, вероятно, помещиком Синельниковым. Подцерковной пахотной земли 33 десятины, три дома для причта. Причт один. Прихожан более 800 душ», – узнаём мы из второго выпуска Указателя храмовых празднеств в Воронежской епархии.

Там же говорится, что, кроме Нижних Лубянок, к приходу храма относились также хутора Лубянка, Лубянка 2 и Старосельцева.

На месте церкви уже каменный храм построил Евдоким Николаевич Синельников.

«По своей архитектуре он шатровый. Шатровых каменных храмов у нас на Руси не так много», – поясняет священник.

Шатровые храмы – это особый архитектурный тип. Шатровые деревянные храмы были распространены на Руси. Вероятно, это связано с тем, что в дереве было очень трудно передать форму купола – такую, как в византийских храмах. Поэтому в дереве исполняли шатровые завершения, а не купольные. А вот каменные шатровые храмы – уже не настолько распространённое явление в архитектуре. В завершение шатровых церквей ставился небольшой купол.

 

Из глубины веков

Каменный храм в честь праведного Евдокима и блаженной Клеопатры упоминается в хронологическом Указателе церквей Воронежской епархии за 1886 год и в четвёртом выпуске Указателя храмовых празднеств. Здесь же рассказывается о том, кто такой праведный Евдоким:

«Праведный Евдоким родом из Каппадокии, родители его были люди богатые и знатные… Он был каппадокийским воеводою во время царствования императора Феофила (824–842). Описывавший жизнь сего святого, видно, был человек близкий к нему или же современник. Он говорит, что «не достанет ни времени, ни слов, ни рук к описанию чудес, которые он (праведный Евдоким – прим. авт.) совершил на месте своего погребения и которые совершает он и доныне».

Скончался праведный Евдоким в 33 года. По желанию родителей его тело перенесли в Константинополь.

Судя по всему, изначально храм в Нижних Лубянках был освящён в честь праведного Евдокима. Уже позже появилось посвящение блаженной Клеопатре.

«Церковь в слободе Нижние Лубянки построена на средства помещика штабс-капитана Евдокима Николаевича Синельникова в честь его ангела. Впоследствии по завещанию его супруги Клеопатры Григорьевны вновь построена и посвящена совместно праведному Евдокиму и блаженной Клеопатре, освящена 30 октября 1877 года. В этом храме поминовение по храмоздателям совершается по субботам всего года», – сказано в Указателе храмовых празднеств в Воронежской епархии.

Блаженная Клеопатра была родом из селения Эдра в Палестине. Её жизнеописание связано с Египтом. В Александрии служил военачальник Уар. Он был язычником, но принял христианство. За это его пытали и казнили. Клеопатра видела муки святого и после казни подобрала его тело и принесла к себе домой, а затем хитростью вывезла на свою родину в Палестину и с почестями похоронила его.

Клеопатра была вдовой, у неё был сын-подросток по имени Иоанн. Молодой человек внезапно скончался. Женщина стала молиться мощам Уара, просила его воскресить сына. Во сне она увидела Уара и Иоанна. Они были в светлых одеждах. Клеопатра поняла, что сын в лучшем мире. После праведница раздала беднякам имущество и проводила время в молитве и заботе о других, умерла около 327 года.

 

Зерно в назидание

«В советское время, когда священников увозили в известном нам направлении, здесь храм тоже закрыли. После войны он стал разрушаться, в нём хранили зерно. Мы на память оставили две ниши, в которых есть зерно. Чтобы не забывали о прошлом», – рассказывает настоятель храма.

Ниши с зерном можно увидеть с улицы. Они находятся в одной из стен, у самого основания.

Приход у храма маленький: людей в селе немного. Но и сам по себе дом Божий небольшой. Его, видимо, изначально строили, рассчитывая на малый круг прихожан. Обычно службы здесь идут по субботам или в большой праздник.

Отец Сергий много говорит с прихожанами. Старожилы рассказали ему, что помнят, как ещё детьми бегали в храме и видели, что он очень красиво расписан. Со временем роспись была утрачена. Когда в 1995 году храм своими силами восстанавливали, реставрировать было уже нечего. В тот год подлатали крышу, местный житель сделал роспись над входом и внутри храма, провели и другие работы – на что хватило денег.

Колокольни у храма нет, на службу зовут, ударяя по газовым баллонам – их закрепили у ворот. Состояние храма не позволяет повесить колокола, даже если он их и обретёт. Нужен серьёзный ремонт.

 

Огонь не тронул

Верующие вернулись в храм в 1995 году. Некоторым семьям всё это время удавалось сохранять и передавать из поколения в поколение дореволюционные иконы, и теперь они возвращают их храму.

«За 10 лет две ростовые иконы нам вернули, икону Божией Матери, «Воскресение Христово». Это всё иконы, которые были в храме до революции. Дома у людей ещё много икон, кто‑то не хочет отдавать», – объясняет отец Сергий.

Есть у храма икона Божией Матери – скорее всего, не старая. Её обрели по‑настоящему чудесным образом.

«У иконы интересная история. Несколько лет назад горела трава в соседнем посёлке Евдокимов. Люди, которые вышли тушить огонь, увидели клочок несгоревшей земли. На ней лежал пакет, а в нём – икона. Пакет немножко подплавился, а икона полностью сохранилась. Огонь её не тронул», – поведал настоятель.

Тайну иконы пока не удалось раскрыть. Информацию искали везде, даже в Интернете похожий образ нашли, но ничего определённого установить не удалось.

«Ждём, может быть, со временем что‑то прояснится», – надеется отец Сергий.

Есть и ещё чудо, которое происходит в храме долгие годы. Здесь за 10 лет очистились две иконы, обе – святого Николая.

«Есть две иконочки у нас. Они были абсолютно чёрные, невозможно было понять, кто на них изображён. Сейчас мы чётко видим, что это святитель Николай. Со временем сами вернулись лики». 

 

 

Если кто‑то хочет помочь храму, может связаться с приходом через соцсеть «ВКонтакте».

Наталия Козлова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×