Мексиканская миссия. Как белгородский семинарист проходил практику на другом конце света
Студент 4-го курса Белгородской духовной семинарии Максим Лютан провёл в мексиканском городе Тихуана три месяца
-
Статья
-
Статья
Он рассказал «Белгородской правде» о причинах, сподвигших его на поездку в Мексику, нравах мексиканцев и развитии православия в этой стране.
Без багажа
«Мне было около 13 лет, когда я начал прислуживать в алтаре. Сначала не думал становиться священником. Но день за днём смотрел на служение своего духовника – настоятеля храма Смоленской иконы Божией Матери в Орле, и он стал для меня примером. Я решил поехать учиться в Белгородскую семинарию.
У семинаристов четыре вида практики. Первая – богослужебная: мы либо пономарим, либо читаем и поём на клиросе. Это неотъемлемая часть подготовки будущих пастырей. Есть практика педагогическая: семинаристы четвёртого курса могут преподавать основы православной культуры в школе или же рассказывать о святых и праздниках на каких‑либо духовных мероприятиях. Во время социальной практики мы участвуем в богослужениях в больничном храме. И, конечно же, каждый семинарист должен пройти миссионерскую практику. Миссионерские станы существуют в Тикси, Тыве, Магадане, Южно-Сахалинске. Студенты семинарии побывали и в других уголках России.
Я с первого курса мечтал поехать в миссию. Сначала хотел в Австралию. Договорился со священнослужителями, которые там служат, в семинарии мне дали добро, но визу взять не получилось. Поэтому стал искать такие страны, в которые виза не нужна. Выбрал Мексику. У нас в семинарии есть стенд с храмами святителя Иннокентия, которые расположены по всему миру (семинарский храм также освящён в честь святителя Иннокентия – прим. авт.). Среди них был и Project Mexico в Мексике. Я нашёл в Интернете информацию об этом храме и приюте, вышел на связь, договорился со священником и отправился в путь.
В Мексике я был три месяца. Летел туда на трёх самолётах, преодолел 10 тысяч километров. В дороге пришлось нелегко. Это был мой первый полёт на самолёте и первое путешествие за границу. И уже тут начались приключения. Мой багаж не перевезли во второй самолёт. Я остался без вещей в совершенно незнакомой мне стране. Испанского я не знаю. Думал, что английского мне хватит. Но дело в том, что почти никто из местных жителей не понимает английского. Пришлось объясняться знаками и жестами. Уже на месте добрые люди дали мне подрясник, одежду, обувь. И сам я прикупил пару вещей.
Практику мне предстояло проходить в городе Тихуана. В аэропорту меня встретил русский иммигрант Илья Носов, который открыл школу фрески в Америке. Он оказывал помощь в Мексике, расписывал храмы. Было радостно пообщаться на русском после стольких малопонятных мне диалогов на испанском».
Миссия
«Место, куда я приехал, нельзя назвать просто храмом. Это целое ранчо площадью 65 тыс. квадратных метров. Там расположены приют, где находятся два десятка детей, храм-часовня, летний храм и несколько частных домов для проживания приезжающих и людей, которые там работают.
Я проповедовал в храме, обучал детей русскому языку, учил их играть на музыкальных инструментах (я окончил музыкальную школу и играю на фортепиано и гитаре). Кроме того, помогал священнику, прислуживал в алтаре, убирал храм, пел и читал на клиросе, занимался хозяйственной работой.
Project Mexico – это благотворительная организация, основанная в 1996 году. Председатель попечительского совета – архиепископ Сан-Францисский Вениамин (Питерсон). Организация строит дома для бедных людей, которые живут в окрестностях Тихуаны и Розарито.
Настоятель храма родом из Америки. У него украинские корни. Он учился в американской семинарии, и через время Господь сподобил его служить в мексиканском приходе. Отец Николай – очень харизматичный человек и отличный проповедник. Миссионерство – его призвание.
Большинство людей, которые ходят в этот храм, работают в благотворительной организации. Есть в приходе и несколько семей местных жителей. По воскресеньям в храме 30–35 человек. Сам храм небольшой, но сейчас его стали расширять. Богослужения проходят в праздники, по субботам, воскресеньям и в четверг».
Готовы слушать
«В Мексике среди населения преобладают католики (их около 92 %), есть и протестанты. А православных там даже меньше одного процента. В стране есть храмы Православной церкви Америки, Антиохийского патриархата, Русской православной церкви за границей. Православных приходов немного (однако в стране есть, например, такое уникальное явление, как православная община ацтеков – прим. авт.). Богослужения проходят так же, как у нас, но на испанском и английском попеременно. Однако воцерковлённый человек, который не знает этих языков, вполне может понять, что происходит на литургии.
Отличия есть в традициях. Церковь в Мексике живёт по Григорианскому календарю. Рождество Христово отмечают 25 декабря. В этот день в храме проходило богослужение. После литургии дети садятся возле ёлки (в Мексике её тоже ставят) и по очереди открывают подарки. Все смотрят и аплодируют.
Ещё я наблюдал интересную традицию. Во время освящения воды на Крещение выходят к океану. Батюшка благословляет крест и бросает его в воду. Люди ныряют за ним (считается, что тому, кто первым найдёт крест, весь год будет сопутствовать удача – прим. авт.). Я видел такое впервые.
На Вход Господень в Иерусалим у нас освящают вербы, а у них – пальмы. В Вербное воскресенье священник разбрасывает пальмы по храму, а люди бьют дощечками друг о друга и создают шум.
Православие проникло в Мексику только в XX веке. До этого никто из известных православных миссионеров до этой страны не доходил. В целом люди готовы слушать. Но нельзя ответить на вопрос, как они относятся к православию. Большинство мексиканцев вообще не представляют, что это такое».
Миссия в Мексике нужна, потому что люди не совсем знают, во что они веруют. В процессе бесед с местными жителями я понял, что католики веруют не по‑католически, протестанты – не по‑протестантски. Например, в диалоге с католиками услышал, что они не почитают святых, хотя на самом деле почитают. И рассказывали они больше протестантское учение, а не католическое.
Но люди религиозны. Если пройдётесь по улицам мексиканских городов, то увидите иконы в окнах, кресты в машинах. Христианская символика есть у всех, и она на виду. Перед Рождеством во всех дворах ставят вертепы. На священнослужителей особо не обращают внимания. Когда мы праздновали Рождество с батюшкой в ресторане, то были в подрясниках. На нас никто не оглянулся. Даже когда мы встали и начали читать молитву.
Мексиканский колорит
«Чтобы проповедовать, сначала надо узнать, как живёт тот или иной народ. Нельзя сразу что‑то навязывать. К примеру, Николай Японский, проповедовавший в Японии, первого человека крестил через восемь лет. Надо пожить их жизнью, понять менталитет.
Мне было интересно смотреть, как там живут люди. Мексиканцы горячие и харизматичные. В Тихуане мы видели, с каким огоньком они исполняют национальные песни. Люди в Мексике очень отзывчивые. Когда говоришь, что ты русский, радуются.
В Мексике мне очень понравилась природа. В Тихуане интересный климат. Днём температура доходила до +30, а ночью падала до +4. Поначалу я об этом не знал. Лёг спать в футболке. Проснулся среди ночи, потому что было ужасно холодно. Очень удивило, что в такой жаркой местности пришлось использовать обогреватель. Ещё пришлось привыкать к разнице во времени – она составляет 11 часов.
Понравилась местная еда. Поначалу тоже было непривычно. Но потом распробовал. Нельзя сказать, что в Мексике все блюда очень острые. В основном нас кормили привычной едой: салатами, омлетом, спагетти. Но были и национальные блюда, такие, например, как салат с чипсами, тако (кукурузная либо пшеничная тортилья с разными начинками: курятиной, овощами, бобами, кактусом, свининой или морепродуктами – прим авт.). Всё это очень вкусно.
Ещё я побывал в городе Энсенада. Это очень красивое место. Мы ходили по горам, спускались к океану.
Тихуана – один из самых криминальных городов Мексики. Он находится на границе с США. Там постоянно происходят преступления: контрабанда оружия, продажа наркотиков. Кроме того, в этом месте занимаются незаконной перевозкой мигрантов. На улицах опасно. У наших соседей обворовали дом. А у нас угнали автобус. Днём спокойно можно выходить на улицу, а вот когда становится темно, то лучше сидеть дома. Особенно приезжим. Все охранники в магазинах – с оружием. Тихуана – бедствующий город. Дома у многих полуразрушенные и построены, будто из картона. Огромная безработица. И очень большой разрыв между бедными и богатыми.
В будущем я бы хотел стать миссионером. Меня привлекают такие страны, как Австралия, Новая Зеландия. Считаю, что миссионер должен быть храбрым и никого не бояться, кроме Господа. Молиться, поститься. А люди за тобой потянутся к Христу, если ты будешь показывать пример».
Записала Анна Кущенко