Лекарство от недуга и страха
— Владыка, совместим ли юмор с жизнью православного христианина?
— Для начала надо определиться с самим понятием юмора. Если мы обратимся к словарям, то прочитаем, что это настроение духа, которое выражается в оптимистическом отношении к жизни. Если исходить из этого, то естественно, что люди всегда стремятся поддерживать хорошее настроение, потому что если человек будет жить в постоянном напряжении, то он может сломаться. Поэтому на Руси всегда с юмором относились к самым трудным ситуациям.
Есть притча о том, как собирали дань завоеватели. Они пришли за данью, взяли её. А когда вернулись, то хан их спросил: «Как вели себя люди?» Его подданные ответили, что они плакали, говорили, что у них ничего нет. Хан снова отправил за данью. Возвращаются полные телеги, и снова тот же вопрос. Сборщики отвечают: «Все были в слезах и даже детей своих хотели отдать нам, потому что кормить их нечем». Хан говорит: «Езжайте ещё». Когда они возвратились в третий раз, то рассказали, что люди взялись за балалайки и начали петь, плясать, шутить. И хан сказал: «Вот теперь у них точно ничего не осталось».
Эту особенность, когда в самые трудные моменты наши славянские народы ведут себя так парадоксально, можно, наверное, назвать национальной чертой. А православие погружено в национальную культуру.
Когда с юмором рассказываешь какую‑то историю, то она быстрее доходит до человека. Я попал в реанимацию. Находился там весь в датчиках. Когда стало полегче и начал выходить из палаты, то попросил своего помощника привезти что‑нибудь из одежды. А он привёз белый подрясник. Я вышел в этом белом подряснике в коридор. В это время как раз везли человека на операцию. Он смотрит на меня и говорит: «Что, уже?» Не знаю почему, но я ответил: «Сказали: не в этот раз». Санитар засмеялся, человек улыбнулся, операция прошла успешно.
Что можно было ещё ответить? Надо было убеждать, что всё будет хорошо? Вот тут и пригодился юмор – когда ты можешь, не обидев человека, не затронув тонких состояний души, помочь ему справиться с недугом и страхом.
— Сейчас в Интернете появилось много групп, где публикуют православные шутки, обсуждают забавные случаи из приходской жизни. Как к этому относиться?
— Если это связано с жизнью, то это одна ситуация. Но когда начинают трогать святое – вот здесь совершенно точно нужно табу. Есть соблазн всё опошлить и принизить духовные высоты. И когда некоторые пытаются для красного словца рассказывать какие‑то истории, которые задевают чувства верующих, то такие вещи надо останавливать. Жизнь многообразна и сама рождает интересные истории. Но когда кто‑то специально пытается принизить основание веры и Церкви для того, чтобы потешить другого, то это, конечно, недопустимо.
Создавать, а не разрушать
— Стоит ли священнослужителям использовать шутки во время общения с прихожанами?
— Батюшкам надо быть осторожными, когда они шутят. Особенно это касается проповедей. Вспоминаю случай, когда один из молодых священников начал проповедовать в молодёжной среде, употребляя специальные слова, чтобы быть понятым молодёжью. Это была карикатура и на проповедь, и на то, как выражается молодёжь.
А хороший юмор созидает. Очень важно, чтобы юмор создавал атмосферу теплоты и радости. И наоборот: различные способы поддеть другого всё разрушают.
— Можете ли рассказать забавные истории из своей жизни?
— Возвращаемся с каникул в Ленинградскую семинарию. А у нас было много студентов с Украины. И вот сидит семинарист, нарезает сало. В это время входит инспектор и говорит ему: «Что же ты делаешь? Сейчас пятница (постный день – прим. авт.), а ты сало режешь!» А он в ответ: «Ой, а я думал, что четверг!»
Или вот в 1990-х, когда епархия возрождалась, я ездил по приходам, и главы администраций не знали, как обращаться. Один глава после литургии, за трапезой, когда ему предоставили слово, говорит: «Товарищи верующие!»
Некоторые забавные случаи со временем становятся юморесками. Вот, например, приехал на приход молодой батюшка. А там была традиция: когда покойника опускают в могилу, через него батюшке передавали курицу, и он должен был её сварить и съесть. А батюшка не знал, что есть такая традиция, и, когда ему дали эту курицу, он по неопытности её не удержал. Она выскочила и начала бегать по кладбищу, все бросили покойника, стали её ловить. Потому что считалось, что если батюшка её не съест, то с покойником будет плохо.
— Стоит ли верующим смотреть юмористические программы по телевизору?
— По большей части их качество очень невысокое. Чаще всего это примитивные шутки. Я бы посоветовал смотреть познавательные программы, а не то, что навязывается как юмор, не являясь таковым. Это один из видов пропаганды, когда людей приучают к неприемлемым нормам через такие вот передачи.
— А как относиться к сатире?
— Смотря от кого она исходит. Мы знаем классические примеры. Вот, например, Николай Лесков написал «Мелочи архиерейской жизни». Когда он публиковал своё собрание сочинений, то церковная цензура не пропустила это произведение, потому что посчитала насмешкой над духовенством и епископатом. Но потом мнение изменилось. Это наша русская классика, и Церковь к этому относится доброжелательно.
В любом виде творчества важно, какие цели ты преследуешь. Одно дело, когда это злобные намерения отвратить людей от Церкви, а другое – когда ты хочешь показать, что Церковь – живой организм. Это совершенно другая история.