Прерванное молчание
Мария Воронина была в числе тех, кто в 1990-е добивались возвращения Спасо-Преображенского собора верующим:
«Я три года хлопотала, в составе делегации ездила в Москву к Ельцину. Писали письма, чтобы возвратили нам храм. Музей‑то можно было сделать и в другом месте. А нам молиться надо было где‑то. Я тогда ходила в Николо-Иоасафовский собор. Но он мал, и в праздничный день туда не вмещались все желающие. Я как сторож была сперва. Потом сторожа нашлись, но я осталась. Батюшка сказал: «Живи». А я и рада. Ни телевизора у меня нет, ни радио. Да мне и не надо ничего. Тогда ведь времени молиться не останется».
После того как храм вернули верующим, на его колокольню повесили три дореволюционных колокола и ещё несколько новых, которые отлили в Южноуральске. Собор прервал своё многолетнее молчание. Оставалось найти того, кто будет звонить.
Сейчас в России есть несколько школ звонарей. Хотя до революции 1917 года их не было: мастерство передавали от звонаря к звонарю. Чтобы научиться всем премудростям, требовалось от года до трёх лет. В наше время необходимость в звонарях исчезает. В новых храмах устанавливают электронные системы, которые могут создать любую мелодию.
Но в 1990-е годы ни школ, ни электронных систем ещё не было. Мария Воронина обучалась искусству звонаря сама. Настоятель храма протоиерей Олег (Кобец) показал, как звонить, рассказал основные правила. Сначала не всё шло гладко, но потом стало получаться лучше и лучше.
Трезвон и перезвон
Поднимаемся на колокольню в Светлую седмицу – людей тут не счесть: мамы с детишками, бабушки, молодые мужчины. Всем в эти дни разрешено позвонить в колокола, чтобы прославить воскресшего Христа. Но, чтобы не мешать жителям окрестных домов, в этом году выделили всего два часа в день для пасхального звона.
Колокола висят в оконных проёмах по трём сторонам света.
«Вот этот большой колокол – благовестник. Он создаёт особый тип звона – благовест. Бьём, затем ждём, когда звук затихнет, а потом бьём в колокол снова», – показывает Мария Васильевна.
Ещё есть два колокола среднего размера и пять небольших. Чем меньше колокол – тем выше звук.
Колокольный церковный звон делят на два вида: благовест и собственно звон. Первый мы упомянули. А второй – это когда звонят в несколько колоколов или сразу во все. Звон во все колокола в свою очередь делится на трезвон (звон в три приёма), двузвон (в два приёма), перезвон (поочерёдно в каждый колокол – от большого до малого), перебор (поочерёдно от малого колокола – к большому, а потом сразу во все колокола).
Для каждого звона – свой повод. Колокола – непременные спутники крестного хода, начала богослужения, особых моментов праздничной литургии. Всю Светлую седмицу – пасхальный трезвон. А в дни памяти святителя Иоасафа, когда по городу проходит крестный ход с его мощами, в колокола Преображенского собора звонят целых 45 минут.
«И ни капли усталости не чувствую», – говорит Мария Васильевна.
Целительная сила
О целебных свойствах колокольного звона известно давно. Испытала их на себе и Мария Воронина:
«Я была в Почаеве. До этого у меня, когда я заходила в храм, уши закладывало, и я ничего почти не слышала до «Отче наш». И вот мы пришли на колокольню. Священник поставил нас вокруг скамейки, и все мы за колокол держались. А он бил. Ударит – и по мне как ток проходит, ещё ударит – опять как ток. Я под колокол голову сунула, а потом пришла на вечернюю службу – и всё уже слышала».
Видела звонарь и исцеление ребёнка, который раньше не разговаривал. Его родные омывали колокол водой, сливали эту воду и поили мальчика. После этого он заговорил. Это необычное для нашего времени действие было очень популярным методом лечения на Руси.
По церковному уставу звонарь должен молиться до того, как начнёт звонить, после этого и во время. Мария Воронина считает, что весь день должен проходить с молитвой:
«Молитва Иисусова у нас должна всегда на устах быть. И «Отче наш», и «Богородице Дево, радуйся». Идёшь – молись, сидишь – молись. Негромко, про себя. Поддержку Господа я постоянно чувствую. Знаю: он всегда со мной».