В надёжных руках
В доме Зои Кривченко гостья – Елена Чехина приехала забирать старинную икону Божией Матери, которую однажды купила в магазине антиквариата. Со временем она поняла, что реликвия нуждается в реставрации. Обратилась по найденному в Интернете объявлению. Приехала женщина, забрала икону, поработала над ней. Но результат не обрадовал.
«После реставрации икона стала совершенно другой. Три года я молилась, но была не в радости. Потом всё‑таки решила поискать людей, которые занимаются реставрацией с любовью. Одна прихожанка посоветовала мне Зою Дмитриевну. Мы встретились, и она мне рассказала, что было сделано ранее и что нарушено. Я показала икону на фото до изменений. Зоя Дмитриевна пообещала, что сделает всё так, как оно было. Я поняла, что икона в надёжных руках», – рассказывает Елена.
Зоя Кривченко вернула иконе не только внешний облик, но и имя. До этого в семье считали её Тихвинской. Но в ходе реставрации выяснилось, что это Иверская икона Божией Матери. Когда Елена увидела возрождённую святыню, говорит, её сердце наполнилось радостью. Были восстановлены розетки и свечи, рама из алюминиевой фольги. Вручную пришит бисер, украшающий оклад. Но самое главное – сохранилось первоначальное духовное наполнение.
Обязательно молюсь
«Благодаря своему опыту за месяц я выполняю работу любой сложности. Обязательно молюсь. Без молитвы ничего не получится», – рассказала Зоя Дмитриевна.
Реставратором она быть не собиралась. Но художественные способности позволили стать художником-оформителем на заводе. Училась в изостудии ДК «Энергомаш». Новое занятие очень захватило. И вскоре Зое Дмитриевне предложили должность художника-реставратора в краеведческом музее. Она окончила отделение станковой живописи и графики Заочного народного университета искусств.
Однако ответственность не давала покоя: образования реставратора у неё нет, а соответствовать требованиям и овладевать специальными знаниями надо. Помогло региональное управление культуры, которым в то время руководил Андрей Кулабухов. Зоя Кривченко отправилась учиться во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Грабаря. А работа в музее позволяла знакомиться с нюансами реставрации икон, картин. Так за несколько лет Зоя Дмитриевна стала первоклассным специалистом.
Возрождение и чудо
Реставрацию называют лечением. Иконы, которым более 50 лет, как правило, побиты жуком-древоточцем. Им нужно сделать дезинфекцию. Отверстия реставратор с помощью шприца заполняет специальным раствором, закрывает воском. Составом, защищающим и от жука, и от грибка, пропитывает всю доску. Потом реставратор смотрит на лицевую сторону иконы: где утрачен красочный слой, а где – вздутие. Надо аккуратно по всей поверхности иконы укрепить красочный слой. Дальше идёт раскрытие авторской живописи. При помощи химических реактивов снимает старинный лак и олифу, восстанавливает живопись. Отреставрированную икону помещает под стекло, в киот. Так совсем кратко можно описать сложный процесс реставрации.
Первой иконой, которую Зоя Дмитриевна отреставрировала, был «Святитель Иоасаф» из Спасо-Преображенского собора Белгорода. Работала и с иконами из других храмов, семейными реликвиями белгородцев. За эти годы Зоя Кривченко не раз убеждалась, что отреставрированная икона отблагодарит, станет путеводительницей и помощницей. Вот несколько примеров из её жизни.
В семье случился пожар. Загорелся дом. Огонь дошёл до Калужской иконы Божией Матери. Она стала гореть. И тут пожар остановился. Пламя дальше не пошло. Повреждённую реликвию Зое Кривченко удалось восстановить.
А однажды ей принесли сырую икону. Реставратор стала расспрашивать и узнала, что у обратившегося человека утонул родственник, и его тело не могли найти. Родным посоветовали пустить эту икону по воде. И вот плывёт икона. А рядом, в лодке, плывут люди. Вдруг икона остановилась и завертелась на одном месте. Они нырнули и нашли родственника. С тех пор в семье уверены: эта икона – их путеводитель.
Был ещё один интересный случай. Мужчина купил в Белгороде дом и при уборке нашёл на чердаке икону Николая Чудотворца. Образ едва просматривался. Он принёс её к Зое Дмитриевне и поинтересовался – можно ли восстановить? «Конечно, – говорит реставратор. – Вот увидите, икона вас ещё отблагодарит. Ведь вы её из мусора вытащили». Через год заказчик подошёл к ней на белгородском Арбате и рассказал: «Не поверите, и деньги у меня были, и все условия, а ремонт не шёл. Но как только я внёс отреставрированную икону в дом, сразу всё наладилось, за лето сделал и крышу, и окна, и многое другое».
«Сегодня почти в каждом из восстановленных храмов Белгородчины есть намоленные иконы. Мой долг реставратора – сохранить духовность, которую нам подарили прошлые поколения. Самое главное для меня – продолжить жизнь памятников культуры. К сожалению, не все вовремя принимают меры по сохранению нашего достояния. На мой взгляд, надо планово организовать эту работу. Но всё упирается в отсутствие финансовой базы и остаётся в виде планов и идей,– отмечает Зоя Дмитриевна. – Государственные расценки на реставрацию достаточно высоки, но ведь цена договорная. Реставрационную работу в Белгороде можно выполнять на те средства, которые выделит город. Даже если из каждого храма будет представлена одна икона, то в целом можно спасти много», – уверена реставратор.