Уроки любви к Родине. Почему на занятиях валуйского учителя Александра Ольхина весело
«Белгородские известия» познакомились с педагогом и узнали секрет его успеха
-
Статья
-
Статья
В валуйской школе из одного кабинета всегда доносятся звонкий голос учителя и весёлый смех школьников. Но ребята при этом старательно учатся. Работает здесь преподаватель-организатор основ безопасности и защиты Родины Александр Ольхин. Он всегда с улыбкой входит в класс и с порога спрашивает: «Как дела у вас?» Выслушав ответы, кивает и начинает очередную тему.
Дети старательно записывают за учителем и внимательно слушают, но время от времени смеются, потому как каждая лекция Ольхина не только познавательная, но и весёлая. А его ученики – постоянные победители профильных соревнований.
Объяснить и избежать
Александр Николаевич никогда не бывает банальным или скучным. Даже урок о жгутах Эсмарха становится весёлым повествованием о враче, который любил резину и изобрёл ещё и чашу, используемую для клизм. Дети такую информацию быстро запоминают и с удовольствием ходят на занятия к любимому учителю. Да и не только на занятия.
Когда дети учились на дистанте, Александр Николаевич написал в чате класса просьбу помочь ему привести в порядок памятники воинам-революционерам и воинам-интернационалистам.
«Написал, чтобы приходили те, кто хочет помочь. Думал, хорошо, если человек пять-шесть согласятся. А в итоге весь класс пришёл. Это было довольно трогательно», – признаётся учитель.
Александр Николаевич – коренной валуйчанин. Здесь родился, вырос, учился в той же школе, в которой сейчас преподаёт. Затем поступил в Валуйское медицинское училище, которое окончил с красным дипломом. И сразу пошёл работать на станцию скорой помощи, а чуть позже поступил учиться в педагогический институт.
«Когда я работал на станции скорой помощи, – вспоминает Александр Николаевич, – у меня возникла мысль стать преподавателем. Самое тяжёлое – помощь травмированным детям. Когда им плохо, у взрослого внутри всё сжимается. И одна только мысль: ведь этого можно было избежать. Можно было объяснить, что так нельзя. Поэтому решил преподавать именно основы безопасности жизнедеятельности. Когда окончил институт и получил диплом, сразу же пошёл работать в родную школу».
Плохих детей не бывает
Преподаватель-организатор рассказывает о своей работе спокойно, с улыбкой. За плечами – уже 20-летний стаж, но поначалу, признаётся, было невероятно трудно:
«Детей много, и к каждому ребёнку нужно найти подход. Даже были мысли, что я, наверное, не туда попал. Учёба в институте не в полной мере готовит к работе с детьми. Но спасибо моим наставникам: бывшему директору и нынешнему, которые научили меня, как правильно вести себя с детьми».
И у Ольхина получилось найти с учениками общий язык – он вывел для себя некоторые правила, которым следует всё это время.
На вопрос «Что самое главное в работе с детьми?» он отвечает нераздумывая:
«Это не считать себя умнее их – и тогда дети будут уважать. Всегда говорю ученикам: я не умнее вас, а опытнее. Ни в коем случае нельзя ставить себя выше ребёнка. Мой девиз: плохих детей не бывает. Можно неправильно их увидеть, но все дети хорошие, они плохими не рождаются».
Александр Николаевич с улыбкой вспоминает самый первый урок, даже подшучивает над собой.
«Пришёл работать в школу, когда мне было 20 с небольшим, и сразу попал в 11-й класс, где ученики оказались моложе всего на три-четыре года. В кабинет я вошёл решительной походкой, конечно, но уверенности не было. Больше скажу: было даже немного страшновато, что не справлюсь, не смогу. Но это, думаю, естественное чувство каждого молодого учителя. Мне повезло: тот выпуск был очень хороший, доброжелательный, ребята мне помогли вникнуть в процесс общения и работы», – признаётся он.
Теперь уже его первые ученики сами родители, приводят в школу детей, и они со своим учителем до сих пор тепло общаются.
Свой подход
«Когда я работал фельдшером скорой помощи, категорически не любил ездить на вызовы к детям, – рассказывает Александр Николаевич. – Понимал, что нужно, всегда выполнял, но было тяжело, потому что приходилось делать больно. И у меня до сих пор, хотя прошло уже 20 с лишним лет, перед глазами девочка, которой мне пришлось сделать укол. После процедуры она на меня посмотрела и сказала: «Я тебя ненавижу». У меня до сих пор в памяти эти глаза и фраза. Да, я её спасал, но я ей сделал больно. И, наверное, до сих пор влияет на меня эта фраза. Боюсь детям сделать больно, боюсь их обидеть, потому как душевные травмы порой гораздо больнее, чем физические. Поэтому всегда стараюсь с детьми шутить. Бывают, конечно, и конфликты, потому как все дети разные, но проблемы мы разрешаем быстро и находим общий язык, ведь незаконченный конфликт всё равно когда‑то потом аукнется».
Кто работал в школе – знает, дети всегда проверяют на прочность молодого учителя. Было это и с Александром Николаевичем.
«Однажды случилось, что девочки забрызгали духами весь кабинет. Хотели, наверное, урок сорвать, реакцию мою посмотреть. Но я не растерялся – сходил в свою сейфовую комнату, вынес им противогазы. Раздал и сказал спокойно: «Раз вы сами химическое оружие запустили, то по этой теме и будем заниматься. Давайте тренироваться надевать противогазы и защищать себя от вредных запахов». Посидели они в противогазах целый урок, и таких больше приключений не было. А теперь дети мне всегда помогают. Я классный руководитель, и мой класс для меня лучший!»
По признанию Ольхина, он старается, чтобы дети на уроках были спокойными и уверенными.
«Если ребёнку комфортно, то он будет внимательно слушать, ему интересно, – поясняет педагог. – Мои уроки не совсем традиционные: у меня ученики много смеются. Кроме того, стараюсь увлечь ребёнка. Если на ученика кричать, то это не привлечёт его внимания, наоборот – будет отторжение. А вот если пошутить, то любой школьник обязательно обратит внимание. Иногда завуч мне говорит: если бы не было результата, то мы бы думали, что вы на уроках ничего не делаете, потому что дети постоянно смеются. Но предмет‑то они знают на отлично».
Часть нашего кода
Ещё Александр Ольхин рассказывает, что школа – это увлекательная и познавательная работа. Во‑первых, каждый день что‑то интересное. Во‑вторых, учитель всё время проводит с детьми, потому и стареть не успевает:
«У нас совсем нет рутины. Не хочу сказать, что, к примеру, плохая работа у станка стоять, но каждому своё. Для меня такая монотонная работа была бы очень тяжёлым трудом. А в школе всё время эмоции, постоянно что‑то интересное».
Дети засыпают своими историями, делятся впечатлениями. И учитель, наверное, сам становится эмоциональным, как ребёнок. Так что, педагогу нельзя стареть.
Больше всего запомнился Ольхину его первый выпускной класс, в котором он был классным руководителем семь лет:
«Тогда я не сдержался и заплакал – сам от себя не ожидал. Мужик вроде, а посмотрел и понял, что больше не увидимся так, не пойдём в походы… Но дети подбежали, обняли, поддержали».
Сейчас предмет, который преподаёт Александр Ольхин, называется «Основы безопасности и защиты Родины». Поэтому интересуюсь, как он объясняет детям, что такое Родина и почему её надо любить?
Учитель ненадолго задумывается, затем отвечает:
«Когда мы с детьми об этом говорим, пытаюсь понять, что такое в их понимании Родина. И ученикам стараюсь донести понимание того, что Родина – это не какая‑то территория, а родители, братья и сёстры, бабушки, дедушки, соседи, твоя улица, твой город, страна в целом. Это всё твоя Отчизна. И ни в коем случае нельзя разделять Родину и государство. Если ты не уважаешь, не любишь родителей, ты не можешь любить Родину. Ну не получается так. Или, наоборот, если ты любишь родителей, нельзя не любить своё Отечество. Это всё взаимосвязано».
Признаётся, что заглядывал и в толковые словари.
«По Ожегову, к примеру, Родина – это место рождения, происхождения или возникновения чего‑либо. Но на самом деле понятие это намного шире, и потому на уроках мы уделяем ему достаточно времени. Как родителей, так и Отчизну мы не выбираем – это часть нас, нашего кода, что‑то изначальное. И хотя Родину каждый видит по‑своему, она у всех одна – наша большая, великая страна, которой, к сожалению, сейчас очень нелегко, поэтому ей нужно помочь. А помочь мы можем своей любовью и желанием сделать свою страну сильной, крепкой и великой державой».
Алексей Стопичев