Старинная плитка, 6-метровые потолки. Какие изменения произойдут в школе № 1 в Валуйках
Учебное заведение имеет богатую историю, берущую начало в XIX веке
-
Статья
-
Статья
В 2023 году здесь отремонтировали корпус старшеклассников. Сейчас проходит обновление здания младшей школы. Оно построено в начале XX века и является объектом культурного наследия. Реконструкция ведётся по программе «Модернизация школьных систем образования» госпрограммы «Развитие образования».
Следы копыт
«Предыстория школы связана с женской гимназией, появившейся в 1867 году и просуществовавшей до 1913 года. В 1912 году началось строительство нового здания гимназии. Архитектором стал Алексей Степанович Куничёв, – рассказывает «Белгородской правде» директор школы Светлана Будыкина. – В 1919 году здесь располагался госпиталь Первой конной армии. А в 80-х построили новый корпус, где сейчас занимаются старшеклассники. Помимо начальной школы, в старом здании находился актовый зал, медпункт и зал хореографии».
Работы по капремонту проводятся с учётом установленных правил по сохранению объектов культурного наследия и с применением специальных технологий.
В здании сейчас продолжаются демонтажные работы, строители штукатурят стены, ремонтируют стропильную систему, монтируют перегородки из гипсокартона. В ходе проведения капремонта планируется сохранить лестничные марши и воспроизвести декоративные элементы с частичной заменой перекрытий. Работы планируют завершить в декабре. Последний раз обновление здесь проходило в 2005 году.
«Мы составляли дизайн-проект вместе с родителями, детьми и учителями. У нас в городе несколько зданий построено в стиле классицизма, и нам хотелось сохранить в интерьерных решениях дух того времени. В этом корпусе своя атмосфера и микроклимат. Огромный холл, большие сводчатые арочные окна, высокие потолки, белая штукатурка – всё это создаёт воздушность пространства, – объясняет директор. – Говорят, школа – храм науки, это как раз про нашу базовую школу. В ней хочется находиться».
Для нового облика учебного заведения используют сдержанные тона, оставляют колонны и часть старой плитки:
«Её положили ещё в 1914 году, и она до сих пор сохранилась. Плитка достаточно прочная, на задней стороне написаны год и название завода, на котором её создали. Наша главная задача – совместить современность и историю. Например, актовый зал мы хотим сделать в классическом стиле, повесить не жалюзи, а такие тяжёлые шторы, чтобы они подчеркнули своды зала. У нас есть школьный театр. Если раньше мы занимались в кабинете и там же ставили наши постановки, то теперь дети смогут играть на сцене. Всё оснащение мы уже приобрели. Думаю, теперь спектакли будут на совершенно другом уровне».
Сейчас ребята из начальной школы занимаются в основной школе. С 1 сентября они начали учёбу в два потока.
Директор проводит экскурсию по ремонтируемому зданию. Сразу бросаются в глаза огромное пространство коридоров и высота потолков. В некоторых местах она достигает шести метров.
«В каждом кабинете будет теперь горячая и холодная вода, автоматизированное рабочее место учителя, магнитно-маркерная доска, фокусный проектор. Мы уже закупили парты, все они одинарные. Из‑за большого пространства здесь хорошая акустика и никогда не бывает жарко. Стены в кабинетах толщиной почти полметра, они хорошо держат прохладу, – объясняет Светлана Будыкина. – Сцена в актовом зале будет со ступеньками по всему периметру, цвет занавеса подобрали такой же, как у штор. Ещё мы закупили довольно необычные кресла – бирюзово-сиреневые. Также сохраним и отреставрируем перила на лестницах».
Так как раньше в школе был госпиталь, то в холле здания до сих пор остались следы копыт лошадей:
«Говорят, что сюда заезжали прямо на подводах».
Ленточки с желаниями
В обновлённом здании частично расположится школьный медиа-центр. Ребята часто снимают информационные и развлекательные ролики, которые затем демонстрируют всей школе.
«Они делали репортаж ко Дню учителя, к памятной дате освобождения Валуек, монтировали фильм на свой выпускной. У нас есть традиционный школьный праздник – День позитива. Детям всегда тяжело начинать новый учебный год, адаптация после лета – это трудно. И вот на второй неделе обучения в пятницу обычно и проходит наш праздник. Каждый класс украшает свой кабинет. Во дворе ребята вешают на дерево ленточки со своими желаниями, если ветер унесёт – значит сбудется. Целый день звучат радиопоздравления. Вообще много всяких активностей. Когда ремонт подойдёт к концу, у ребят из медиацентра появится ещё больше возможностей для творчества. Там будут установлены большие экраны, всё будем демонстрировать и в актовом зале», – отмечает директор.
По её словам, в школе работает система наставничества, когда старшеклассники берут шефство над начальной школой. Например, помогают первоклассникам ориентироваться в школе и провожают их в столовую или в спортзал:
«У нас есть совет обучающихся, куда входят разновозрастные дети, а председателем обычно становится кто‑то из выпускников. Все мероприятия обсуждаются коллективно. Ведь то, что интересно взрослым, маленьким не очень, и наоборот. Поэтому ребята стараются вместе искать компромиссы. Вот младшие школьники, например, ещё хотят играть, чтобы было больше активностей. Мы недавно закупили интерактивные комплексы по безопасности дорожного движения. Конечно, они быстрее освоят всё во время игры, чем когда им просто рассказывать, как правильно дорогу переходить».
«Просто они другие»
Работает здесь и медицинский класс, его ученики обучают всех школьников, как правильно оказывать первую медицинскую помощь. Другие дети занимаются в IT-классах или выбирают инженерно-технологическое направление.
«Есть класс с гуманитарным уклоном, развито волонтёрское движение, – продолжает список возможностей Светлана Будыкина. – За каждым направлением закреплён педагог, который помогает в обучении. Рассказываем детям про проекты, чтобы они везде старались участвовать. В прошлом году у нас девочка выпустилась, так она и в совете обучающихся была, и президентом «Движения первых», и везде всегда участвовала. И когда ей оставалось последний год учиться, я ей сказала: «Виталина, надо подготовить замену». И она взяла на поруки девочку, ввела её в курс дела и всё объяснила. Сама себе смену привела».
Ещё одной инициативой ребят стал праздник – День отца:
«Обычно мы проводили ко Дню матери концерты, праздники, а пап как‑то обходили стороной. Хотя у нас есть ученики, которых воспитывают только отцы. Мероприятие получило очень большой отклик. Школа – не только здание и стены. Главное в ней – люди, которые стараются всё улучшить. Всегда на выпускном говорю: «Вы наследники старейшей образовательной организации Валуйского округа. И должны гордо нести это звание в дальнейшей жизни».
В прошлом году ребята долгое время учились дистанционно, поэтому учителя с нетерпением ждали, когда школьные коридоры вновь заполнятся детьми.
«Конечно, они за это время расслабились, ещё больше погрузились в соцсети. Сама видела, как мальчик сидит и переписывается со своим другом, который буквально в двух метрах он него находится, – рассказывает директор. – Мне часто родители жалуются, что ребёнок делает что‑то не так, по их мнению. А сейчас просто время другое. Дети меняются постоянно, но они ни в коем случае не стали хуже. Просто они другие. Не боятся высказывать своё мнение, пробовать что‑то новое. Ребята придумывают много классных проектов, у них очень богатая фантазия. Они сейчас двигаются и развиваются быстрее, и мы, взрослые, меняемся вместе с ними. Я надеюсь, что с обновлением школы у них появится ещё больше возможностей проявить себя».
Маргарита Грачёва