Как вейделевскому педагогу помогает опыт работы в органах правопорядка
Рассказываем о преподавателе ОБЖ Александре Кандабарове
-
Статья
-
Статья
Ученицы к нему прислушиваются, а ученики хотят быть похожими, коллеги ценят и уважают. Кандабаров в профессии всего три года, а уже успел стать победителем муниципального этапа конкурса «Учитель года России – 2024».
«На уроках интересно!»
«Здравствуйте, ребята! Начинаем занятие. Становимся буквой «П» возле нашей карты. Я сейчас раздам дорожные знаки, будем их расставлять. Лиза, найди пешеходный переход и установи нужный знак! Саша, давай, подскажи ей на ушко! Умничка! Артём, а ты поставь куда нужно знак «подземный переход», – вот так, буквально с порога, Александр Кандабаров вовлекает детей в изучение правил дорожного движения.
Он использует элемент игры, и пятиклассники с удовольствием включаются в работу. Они сами не замечают, как быстро запомнили названия знаков, и без ошибок отвечают на сложные вопросы.
«На уроках интересно! Александр Юрьевич всегда подготавливает картинки, интересные видео, мы всё подробно разбираем. Он понятно объясняет даже самые сложные темы», – говорит Максим Панин.
Аня Санникова добавляет:
«Он очень добрый и всегда готов помочь».
А затем педагог решает провести внезапную проверку знаний и навыков у учеников постарше. Задача – первая помощь условному пострадавшему.
«Не забываем осмотреться вокруг! Вам не должна угрожать опасность, – напоминает и направляет своих подопечных учитель. – Дальше что нужно делать?»
Ребята приступают к осмотру:
«Проверяем, есть ли дыхание. Можно приложить руку к грудной клетке или поднести к губам зеркало. Смотрим, есть ли реакция зрачков на свет».
Педагог моделирует ситуацию:
«Дыхания нет, на свет не реагирует. Какие дальше ваши действия?»
Юные спасатели начинают сердечно-лёгочную реанимацию.
«Что ещё нужно сделать в этот момент? Да, верно, позвонить в скорую. Не забудь проверить на инородные тела, теперь приложи к губам салфетку – у пострадавшего могут быть какие‑то заболевания. Всё правильно, молодец!» – комментирует наставник.
Затем школьники дожидаются условной скорой, положив «спасённого» в устойчивое боковое положение.
Пригодится в жизни
Мой собеседник родом из Вейделевского района. Учился в Зенинской школе, занимался волейболом, мечтал о военной службе: хотел поступить в кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Этим планам сбыться не удалось, зато после школы он окончил Воронежский колледж ФСИН России (сейчас это институт). Молодой лейтенант приступил к службе в исправительной колонии общего режима № 6 в Валуйках.
«На тот момент мне было 20 лет, меня распределили на должность начальника отряда, связанную с воспитательной работой со спецконтингентом. По сути, это схоже с деятельностью классного руководителя, только «дети» повзрослее и их побольше, а поступки, которые они совершили, серьёзнее. Помню, как первый раз пересёк черту жилой зоны: тогда на одном плацу в строю находилось около 600 человек, и все взгляды были направлены на меня. Вначале было очень тяжело как морально, так и физически», – вспоминает Александр Кандабаров.
Уже во время службы Александр окончил Рязанскую академию права и управления ФСИН по специальности «педагогика и психология девиантного поведения». Параллельно занимался спортом и самообразованием: изучал тематическую литературу.
Через 13 лет понял: нужна смена обстановки.
«По выслуге уже имел право выйти на военную пенсию. Но привык к постоянному общению с людьми, поэтому, как и многие коллеги, пошёл в сферу образования. Сейчас часто встречаю бывших сослуживцев, ставших преподавателями ОБЖ, на различных сборах. Помню свой первый урок в 8-м классе: девчонки, конечно, с интересом пришли посмотреть на молодого специалиста. Особого волнения не было. Просто перестроился со взрослых на детей. Справился: вроде бы, нормально. Главное – их заинтересовать, научить тому, что пригодится в жизни: тем же навыкам поведения в чрезвычайной ситуации, оказанию первой помощи, соблюдению правил дорожного движения».
По мнению педагога, не менее важна и социализация, умение взаимодействовать в коллективе.
«Если говорить о перевоспитании, то с девочками сложнее. Но они более дисциплинированы, чем мальчишки. А в целом, за время работы научился читать по лицам, в каждом из них – душа человека, по глазам всё видно».
Большой опыт
Об участии в смотре профмастерства Александр Кандабаров рассказывает по‑военному чётко:
«Мне сказали: Александр Юрьевич, вы идёте на этот конкурс, и всё – началась подготовка. Знаете, это ведь большой опыт: работы, общения, критики. Ты показываешь, что умеешь, и получаешь оценку своей деятельности, советы, как что‑то подкорректировать. Мне это необходимо, чтобы понимать, что делаю правильно, а что нет».
Ни одно из конкурсных испытаний он отдельно не выделяет. Считает, что на каждом важно вызвать интерес аудитории. И у педагога это вполне получилось: первое место на муниципальном этапе – тому подтверждение. На уровне региона в число финалистов Кандабаров не попал, зато получил опыт ведения урока в незнакомом классе выпускников:
«11-й класс редко выбирают, потому что у них труднее вызвать интерес. Понравилось, что у меня это получилось. Это стало самым главным для меня».
Директор Вейделевской СОШ Наталья Котова особо отмечает целеустремлённость коллеги и добавляет:
«Видно, как ему нравится работать с детьми. Кроме того, он очень дисциплинированный и ответственный, сказывается военная выправка. И дети, и учителя его уважают».
Кроме преподавания ОБЖ Кандабаров работает школьным психологом, а также ведёт технологию и секцию волейбола, где с удовольствием занимается и его семилетняя дочь.
Елена Коржова