Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 октября 2023,  12:50

Опыт плюс личные предпочтения. Как правильно выбрать репетитора

Советы читателям «Белгородских известий» даёт репетитор со стажем Александра Сидельникова

Опыт плюс личные предпочтения. Как правильно выбрать репетитораФото: ru.freepik.com
  • Статья
  • Статья

Александра Сидельникова уже восемь лет занимается репетиторством по математике с белгородскими школьниками. А когда увидела реальные плоды своего труда, создала школу и очень гордится тем, что по итогам прошлого учебного года её подопечные сдали ЕГЭ по математике на 50–55 баллов выше результатов тестирования, с которым они пришли на первые занятия.

Почувствовать доброжелательность

— Александра, как выбрать репетитора? Стоит ли делать ставку только на возраст и опыт?

— Есть прекрасные и молодые преподаватели и те, у кого большой опыт, так что при выборе стоит учитывать личные предпочтения родителей или ребёнка. Порой бывает, что школьнику проще честно рассказать о своих проблемах молодому педагогу.

Помогает сарафанное радио: о репетиторе, его результатах, удалось ли достичь поставленной цели, можно спросить у знакомых родителей, чей ребёнок с ним занимался.

Немало предложений есть в социальных сетях или на специализированных сайтах. Я бы обратила внимание на образование преподавателя и результаты его учеников.

Стоит задуматься, если он скрывает их или, наоборот, утверждает, что все сдают ЕГЭ на 80 баллов. Это, скорее всего, недостоверная информация.

Иногда даже по тексту объявления чувствуется доброжелательность репетитора, что он любит свою работу, учеников, заинтересован в их прогрессе, а не просто в зарабатывании денег.

— С какой целью чаще всего обращаются за помощью к репетитору?

— Самый распространённый запрос – убрать пробелы в школьных знаниях и улучшить оценки, это характерно для младшей и средней школы. Радует, что порой приходят дети, которые готовятся к олимпиадам, повышают свой уровень. В этих случаях своя методика преподавания, отличная от той, которая нужна для подготовки в старших классах к сдаче ОГЭ или ЕГЭ.

Там определённая специфика: за короткий промежуток времени нужно усвоить большой объём информации, и просто впихнуть её в голову ребёнка очень сложно для него. Репетиторы с опытом, как правило, имеют свои авторские методики, они хорошо понимают структуру экзамена и преподносят темы в правильном порядке.

 

Опыт плюс личные предпочтения. Как правильно выбрать репетитора - Изображение Фото: Анна Черкашина

Оптимально – дважды

— Часто звучит предложение о дистанционном формате занятий. С одной стороны, экономится время на дорогу, но, может, всё‑таки взаимодействие глаза в глаза лучше?

— Я считаю, что онлайн-уроки так же эффективны, как и обычные занятия. Единственно, необходимо, чтобы у репетитора для этого было хорошее оборудование, он пользовался передовыми технологическими программами, а не только видеосвязью. Но если он действительно может организовать онлайн-уроки, в них нет ничего плохого.

Я бы посоветовала, если у родителей или ученика есть сомнения, попробовать одно занятие. Если будет всё понятно, комфортно, то не пренебрегайте этим форматом: здесь важна не только экономия времени, но и возможность гораздо большего выбора репетиторов.

— Должен ли репетитор, кроме занятий, задавать «домашку»?

— Это зависит от поставленных задач. Если у ученика серьёзные пробелы или он готовится к ОГЭ, ЕГЭ, то нужно обязательно учитывать работу дома, ведь экзамен он пишет без чьей‑либо помощи и должен уметь самостоятельно выполнять задания.

Бывает, занятия ребёнку нужны скорее как поддерживающая терапия, и, дабы не отбить мотивацию, не следует его сильно нагружать домашними заданиями.

— Сколько раз в неделю нужно заниматься по одному предмету?

— Количество занятий зависит от конкретной цели, но одно занятие 60 минут в неделю – это очень мало, оптимально – дважды. Трижды – уже слишком, ребёнок будет уставать.

В иных случаях репетиторы регулируют нужную нагрузку длительностью, количеством домашних заданий, ведь бывают экстремальные ситуации, например когда к преподавателю обращаются за месяц до сдачи ОГЭ или ЕГЭ.

Если амбиции таковы, что ученик хочет сдать ЕГЭ на 70 плюс, то лучше заниматься с репетитором с 10-го класса. Но если время упущено, не совершайте ту же ошибку в 11-м классе, стараясь нагнать всё после Нового года: чем раньше начнутся занятия – тем лучше.

 

Опыт плюс личные предпочтения. Как правильно выбрать репетитора - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий (архив)

Должен быть прогресс

— Почему порой так разнится стоимость занятий? Можно ли разговаривать о скидках?

— Часто репетиторы связывают высокую стоимость занятий со своим многолетним опытом, личным развитием. Если специалист работает, параллельно обучается, тратит на это личные средства, он вправе ставить более высокую цену.
Но всегда можно спросить о скидке, ведь год оплачивать индивидуальные занятия – удовольствие недешёвое. Или найти альтернативный вариант: если индивидуальные занятия дороги, я предлагаю заниматься в маленьких группах по четыре-пять человек. Это также эффективно, но значительно дешевле, поэтому не стоит опасаться этого формата.
Значительная часть времени уходит на объяснение темы, здесь её не рассказывают каждому конкретно, но за полтора часа групповых занятий я успеваю плотно поработать с каждым учеником.

— Как понять родителям, что занятия с репетитором не проходят даром? Достаточно хороших оценок?

— У ребёнка должен быть прогресс, он должен уверенно чувствовать себя на уроках в школе. Всё, что раньше вызывало стресс, было сложно, в результате регулярных занятий должно уйти, а оценки стать выше.

Я для родителей стараюсь делать регулярные отчёты раз в месяц, провожу экзамены, и мы видим, как ученик растёт.

— А если репетитор не подходит? Стоит ли ориентироваться на настроение ребёнка?

— Грамотный репетитор всегда сможет найти подход, и с трудными детьми можно договориться, наладить хороший контакт, когда час-полтора учёбы не являются для него каторгой. Но если прошёл месяц, а ваш ученик по‑прежнему не хочет посещать занятия, репетитор ему не нравится, они явно не сошлись характерами. Не нужно заставлять, стоит искать нового специалиста.

Ребёнок не любит какой‑либо предмет, потому что его не понимает. А ведь любую тему можно подать через жизнь, его увлечения, подвязать к тому, что ему интересно. Я убеждена: если у школьника проблемы с каким‑либо предметом, значит, его плохо объяснили.

Елена Мирошниченко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×