Суперспособные ребята. Как в Белгороде прошёл чемпионат по профмастерству «Абилимпикс»
«БелПресса» посетила основную конкурсную площадку в Белгородском индустриальном колледже
-
Статья
-
Статья
Школьники и студенты с ограниченными возможностями продемонстрировали профессиональные умения на региональном этапе чемпионата «Абилимпикс». Инициативных участников примут на стажировку работодатели, а победители получат шанс представить Белгородскую область на федеральном уровне.
Безграничность возможностей
Движение «Абилимпикс» призвано показать потенциал и квалифицированность людей с инвалидностью, проложить пути становления и развития их карьеры. Для допуска на конкурс выдвигают лишь два условия: отсутствие медицинских запретов на занятие выбранным делом и уверенность в собственных силах.
«Чемпионат открывает возможности для самосовершенствования, роста профмастерства, перспективы успешного трудоустройства и других форм занятости. Сегодня уровень трудоустройства участников «Абилимпикс» составляет более 88 %», – рассказал в видеообращении к конкурсантам директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования Виктор Неумывакин.
26 апреля стартовал региональный этап с участием 227 человек. Дипломированные специалисты, студенты ссузов и школьники старше 14 лет состязались в разных категориях по 33 компетенциям.
Белгородский индустриальный колледж стал основной из 12 площадок чемпионата. Здесь представили компетенции по IT-направлениям для учащихся колледжей и школ: «Веб-дизайн», «Мастер обработки цифровой информации», «Инженерный дизайн», «Информационная безопасность» и «Цифровой куратор».
«8 лет назад, когда впервые проводилось это соревнование в нашей области, участвовали всего 15–17 человек в пяти компетенциях. С каждым годом увеличивается и число участников, и количество компетенций. В прошлом году конкурсантов было 167, в этом – 227», – сообщил директор Белгородского индустриального колледжа Олег Шаталов.
Учебное заведение адаптировано для людей с ограниченными возможностями. В нём есть региональный учебно-методический центр инклюзивного образования. К чемпионату в колледже оборудовали площадку в соответствии с требованиями и получили аттестацию.
Создать комфортные условия для конкурсантов помогали волонтёры.
«Добровольцы из числа наших студентов прошли обучение и узнали нюансы взаимодействия с инвалидами. Маломобильным, слабослышащим или слабовидящим участникам могло быть тяжело сориентироваться в новом месте. Волонтёры сопровождали их», – пояснила замдиректора колледжа по инклюзивному профобразованию Галина Беляева.
От игрушечной машинки до редуктора
Спецподготовку прошли и эксперты. Именно им предстояло оценить результаты. Однако наставники, входящие в коллегию экспертов, не имели права судить о работе своих учеников. Победителей определяли по сумме баллов.
Главный эксперт компетенции «Инженерный дизайн» Валентина Кривцова вспомнила, как с годами усложнялись задания в «Абилимпикс»:
«В первый год мы моделировали детскую игрушечную машинку. Тогда это казалось достаточно непростым. А сегодня моделируем уже редукторы, сборочные единицы машиностроительных предприятий. Обычные задания переросли в разработку решений для целого проекта».
За отведённые на выполнение три часа участники из двух исходных деталей смоделировали полноценный редуктор: разработали чертёж, соединили между собой элементы и собрали устройство.
«Наши ребята суперспособные! Даже скажу, что они знают и умеют больше, чем мы. Иногда дети сами просвещают нас в чём‑то, я восхищаюсь ими», – поделилась Кривцова.
Смелостью и упорством
Студент 2 курса специальности «страховое дело» Белгородского индустриального колледжа Дмитрий Шторк соревновался в компетенции «Цифровой куратор». Он признался, что не надеялся занять призовое место, а участвовал из интереса и для саморазвития:
«Для меня эта компетенция проще остальных. Я учусь по гуманитарной направленности, и выбрал эту компетенцию, потому что там нет ничего сложного, связанного с информатикой».
Старшекурсник Данил Машин, осваивающий специальность «мехатроника и мобильная робототехника», участвовал в чемпионате в третий раз. Он дебютировал на 2 курсе и занял в компетенции «Инженерный дизайн» 3-е место в России. В прошлом году студент выиграл региональный этап, но дальше не прошёл.
«Из‑за того, что уже год я работаю на заводе в должности инженера-конструктора, личный опыт увеличился, – признался Данил. – Хорошо, что моя компетенция на «Абилимпикс» совпадает с выбранной профессией. В свободное время я нахожу интересные чертежи, детали и пытаюсь их повторить. Результат эффективнее, когда есть, с чем сравнить, поняв свои недочёты».
В итоге он стал вторым, но не расстроился. Студент убеждён, что главное – получить удовольствие от любимого занятия, повысить навыки и завести новых друзей:
«Первое место – это, конечно, отлично, но важнее попробовать силы в той или иной области. Если бы эти люди не обладали такими смелостью и упорством, то не решились бы участвовать. Они приходят, общаются, знакомятся, а побеждают или нет – тут уж как получится», – считает Машин.
Максим Барханов третий год учится на разработчика веб- и мультимедийных приложений в индустриальном колледже. Он тоже не новичок среди конкурсантов. Предыдущие две попытки победить не увенчались успехом: от заветной цели молодого человека отделяли 2–3 балла. На этот раз парень победил в компетенции «Мастер обработки цифровой информации».
«Очень желанная победа! На следующий год планирую подать заявку на другую компетенцию. Я считаю, что нужно пробовать разные направления и развиваться всесторонне», – отметил Максим.
Место для всех
На площадке индустриального колледжа победителями «Абилимпикс» также стали школьники и студенты Данил Гонин и Андрей Терехов («Веб-дизайн»), Александр Щеглов («Инженерный дизайн»), Алексей Шипилов («Информационная безопасность»), Виктор Мартынюк («Мастер обработки цифровой информации») и Никита Гончаров («Цифровой куратор»).
Все они представляли Белгородский индустриальный колледж и коррекционную школу-интернат № 23. Победителям подарили планшеты, серебряным призёрам – беспроводные клавиатуры. За третьи места ребятам вручили смартфоны. Другие участники получили поощрительные призы.
Проявившие инициативу конкурсанты смогут пройти стажировку на белгородских предприятиях.
«Есть специальности и профессии, результат труда которых хорошо виден. Это, например, изготовленное изделие или сложенная кирпичная кладка. Создаваемые вами продукты не видны глазу, но без них нет будущего», – обратился к учащимся на закрытии регионального этапа директор индустриального колледжа.
В один из соревновательных дней Центр занятости проводил в колледже ярмарку вакансий. Студентам рассказывали о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях, учили писать резюме, проводили мастер-классы по новым технологиям.
«Я учился здесь четыре года. Рад, что именно мой родной индустриальный колледж стал местом, где могут учиться все. Хорошо, что такие конкурсы проводятся, и люди с ограниченными возможностями могут показать себя. А другие могут увидеть, что у людей с инвалидностью есть таланты, может, в чём‑то даже лучшие, чем у остальных», – подытожил председатель регионального отделения Всероссийского общества глухих Юрий Шашнин.
Юлия Манохина