Вячеслав Гладков инициировал рост финансирования на обучение белгородских школьников
-
Новость
-
Новость
Белгородская область пойдёт на беспрецедентный для себя шаг и выравняет нормативы финансирования во всех школах региона по верхней планке – ранее на такой шаг решилась только Москва.
Более 15 лет назад Белгородская область перешла на нормативно-подушевое финансирование обучения школьников. Существовавшее ранее сметное финансирование предполагало траты независимо от числа учеников на каждую конкретную школу. При подушевом финансировании деньги начали выделять в расчёте на ученика. Они обеспечивают реализацию государственного стандарта общего образования и включают в себя расходы на оплату труда, на учебники и пособия, на хозяйственные нужды, медикаменты, ГСМ и т. д.
Несмотря на то что официально доступ к общему образованию равный, норматив финансирования по школам оказался неодинаковым. Например, в начальных классах городских школ он составляет 52,4 тыс. рублей на ученика обычной школы и 59,9 тыс. – на ученика гимназических классов и школ с углублённым изучением предметов. А в сельских школах разница между финансированием общеобразовательных школ и гимназий для 10–11 классов достигает почти 21 тыс. рублей – 137,3 и 157,9 тыс. рублей соответственно.
Из‑за такого перекоса многие родители хотели определить своих детей в популярные школы, гимназии, лицеи, потому что в них на учеников тратилось больше денег.
Губернатор Вячеслав Гладков поручил министерству подготовить своего рода реформу – норматив подушевого финансирования школьников выравнять по верхней планке. То есть теперь во всех школах финансирование обучения одного ребёнка будет оплачиваться так же, как в лицеях и гимназиях.
«Мы повышаем низкий норматив не за счёт понижения самого высокого, как это часто происходит в нашей жизни. Мы вводим норматив по максимально высокому. Очень мало регионов, кроме Москвы, брали на себя такие обязательства. Я других регионов, которые бы приняли такие решения, пока не знаю. Причём мы принимаем это решение не по отдельным школам, а по всем школам Белгородской области», – подчеркнул он.
Согласно этому решению, регион фактически наращивает бюджетное финансирование на школьное образование. Только в 2022 году такое выравнивание нормативов потребует 600 млн рублей дополнительно на сентябрь – декабрь. Глава региона подчеркнул, что инициатива должна стать отправной точкой перемен в системе общего образования. В правительстве хотят добиться высокого качества обучения школьников, улучшить условия для учеников независимо от места расположения школ.
«Мы принимаем серьёзные решения. Я надеюсь, что они позволят создать материальную основу для изменений, которые произойдут в системе школьного образования уже по итогам нового учебного года. Решения, которые будут приняты на педагогической конференции в августе, уже сейчас получают материальную поддержку. То есть у нас есть деньги на их реализацию. Можно много было принимать правильных решений, но когда нет финансирования, то и результаты не появятся. Сейчас от этих решений зависит без малого судьба всей Белгородской области», – уверен губернатор.
Вице-губернатор и министр образования области Андрей Милёхин подчеркнул, что выравнивание норматива – первый шаг к повышению уровня образования и ответственности директоров за создание равных условий для обучения детей независимо от статуса школы.
«Образовательные перспективы ребёнка уже не будут зависеть от названия школы. Привилегии образовательных организаций по статусу попросту отменяются, потому что теперь все в равных условиях. Конечно, многое зависит от самого ученика, от его педагогов, семьи. Но отныне мы обеспечиваем равные стартовые возможности для всех обучающихся», – заявил он.
Увеличение расходов по нормативам, считает министр, поможет при грамотном управлении финансами со стороны директоров школ за год дать большие результаты, а также дополнительно закупить микроскопы, ноутбуки, литературу, ещё больше бензина для экскурсий школьников по региону.
«А в будущем можно рассмотреть возможность прибавок к оплате труда из данных средств за высокую результативность работы», – добавил Андрей Милёхин.
Разница в нормативах сохранится между городскими и сельскими школами. Это объективная необходимость, так как в сёлах есть надбавки при оплате труда учителей, есть траты на доставку учащихся с близлежащих сёл и т. д. Кроме того, повышенный норматив останется для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов – им нужны особые условия обучения.
Министр привёл и конкретные цифры, как изменится финансирование обучения детей уже в сентябре 2022 года, когда областная Дума должна одобрить предложенные решения.
В начальных классах всех городских школ норматив вырастет до гимназического уровня с 52,4 до 59,9 тыс. рублей на каждого ученика, по учащимся 5–9-х классов – с 75,1 до 84,3 тыс. рублей, а по 10–11-м классам – с 78 до 89,4 тыс. рублей.
В сельской местности норматив начальных классов выравнивается по верхней планке с 91,8 до 105,3 тыс. рублей, по 5–9-м классам – с 129,7 до 148,8 тыс., а по 10–11-м классам – с 137,3 до 157,9 тыс. рублей.
Андрей Милёхин рассказал, что инициатива главы региона существенно изменит всю систему общего образования, устранив в ней привилегии для гимназий и школ с углублённым изучениям предметов. Новая схема финансирования даёт равные возможности всем школам, и условия обучения детей теперь во многом будут зависеть от грамотного управления со стороны директоров школ. Спрос с них, судя по всему, теперь также существенно повысится.
Сергей Шевченко