Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 февраля 2022,  13:44

Чем примечательна новая школа в селе Крутой Лог Белгородского района

«Белгородские известия» воспользовались гостеприимством педагогов и понаблюдали за особенностями учебного процесса

Чем примечательна новая школа в селе Крутой Лог Белгородского районаФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Об этой школе много говорили и писали ещё на этапе строительства: уникальный для региона проект здания белгородские архитекторы разрабатывали вместе со шведами, применяя скандинавские технологии. За полгода работы учебное заведение уже успело прославить нашу область на всю страну: Крутоложскую школу показывали по нескольким федеральным каналам.

Царство света и простора

Дорога к новому зданию школы ведёт практически через всё село Крутой Лог. Справа и слева мелькают живописные заснеженные берёзы, потом добротные ухоженные дома. Вот в центре виден небольшой парк, памятник героям Советского Союза и братская могила погибших в годы Великой Отечественной войны, а напротив – старое здание школы. Его построили в конце 1950-х как Дворец культуры, но сразу отдали для нужд образования. Многие помещения приходилось приспосабливать под учебные, а собственной столовой здесь вообще не было. Потому новую школу ждали, за строительством пристально следили и, когда всё было готово, просто боялись поверить своему счастью.

Здание Крутоложской основной общеобразовательной школы видно издалека, оно не пестрит красками, а радует стильным сдержанным минимализмом. Несколько раз я бывала здесь во время строительства, пора оценить и конечный результат.

«Ого! Красота!» – восклицает наш фотограф Павел Колядин, и я с ним соглашаюсь.

Мы заходим внутрь и попадаем в царство света и простора. Бесчисленные солнечные зайчики пляшут повсюду, заглядывая сквозь огромные, несколько метров в высоту, окна и отражаясь в стеклянных дверях и перегородках. Пространства над головой так много, что даже дышится тут по‑особенному: свободнее, что ли.

 

Эффект «вау»

Первое, на что обращаешь внимание, как только заходишь в школу, – атриум в центре здания высотой в три этажа. Внутреннее пространство оборудовано под актовый зал. Здесь есть экран размером 5 на 8 метров. Перед ним – удобные мягкие сиденья, а на самом верху настоящая зона отдыха, где можно прилечь или удобно расположиться в креслах-трансформерах.

Дети смотрят документальный фильм о блокаде Ленинграда. Идёт урок истории. Чтобы не мешать процессу усвоения материала, мы остаёмся за стеклянными дверями. Но и этого достаточно, чтобы произвести на нас неизгладимое впечатление. Я делюсь своим восторгом с директором Крутоложской школы Оксаной Рябчинской, и она припоминает интересную деталь:

«Помню, приходили как‑то рабочие кое‑какие нюансы подправить здесь. А в это время дети смотрели обучающий фильм по биологии на большом экране. Я иду мимо и вижу: инструменты лежат, двое рабочих сидят и не могут оторваться».

 

В этом же зале мы попали и на внеурочное занятие у третьеклассников по правилам дорожного движения. На огромном экране показывают тематические ролики. Эффект воздействия и правда «вау». Тут же во второй половине дня малышам демонстрируют мультфильмы, а детям постарше – познавательные фильмы по разным предметам. Получается настоящий кинотеатр, и билеты в него покупать не надо.

При необходимости в этом же атриуме можно провести церемонию награждения, встречи с интересными людьми или общешкольное собрание. Многофункциональность – главный плюс всех школьных помещений и основная идея скандинавского проекта, по которому построено здание. Такое дизайнерское решение отметили золотым дипломом всероссийского конкурса Build School Project 2021.

 

Смотрите, я всё съела!

Оксана Рябчинская приглашает нас в школьную столовую. Она рассчитана на 100 мест, но никому толкаться тут не приходится: дети завтракают и обедают в разное время (всего в учебном заведении 223 ученика).

На входе установлены раковины на разном уровне, чтобы школьникам любого роста было удобно вымыть руки. Над умывальниками – красочно оформленные таблички.

«Бери не больше, чем сможешь съесть», «Пользуйся столовыми приборами», «Снимай головной убор», – читаю я.

Здесь же на других табличках прописаны уже правила гигиены. Вокруг чисто, ярко и светло.

«Смотрите, вот меловая доска. На ней дети пишут любимые блюда: гороховый суп, рассольник, гречневая каша. Иногда тут просто рисуют», – поясняет директор.

Стены столовой украшены не только надписями о всевозможных правилах, но и репродукциями известных картин: прямо на меня со стены напротив смотрит «Девочка с персиками». Так что тут не только этике уделяют внимание, но и об эстетике не забывают.

 

 

На специально отведённом видном месте – контрольное блюдо. Читаю меню: на завтрак – пшённая каша, сыр, кусочек батона, чай с лимоном, молоко. Обед радует возможностью выбора: на первое – борщ или щи, на второе – чахохбили из курицы, рис с овощами или картофельная запеканка. В дополнение – салат из помидоров с луком или солёные помидоры. Даже хлеб тут можно выбрать по вкусу: белый или серый.

«Дома ведь нет такого, чтобы вы выбирали блюда и даже хлеб, а у нас бывает! Ещё мы все местные: всех знаем, и нас все знают. Потому и стараемся для наших детей», – с гордостью говорит заведующая производством Крутоложской школы Юлия Пчелинова.

В прошлом году крутоложцы выиграли конкурс на лучшую школьную столовую сначала на местном уровне, потом на областном. Оба этих этапа прошли заочно: на суд жюри нужно было представить ролик о работе столовой и мастер-класс в формате видео по приготовлению завтрака.

«Мы, конечно, такого не ожидали! А нам звонят и говорят: «Ваша школа заняла первое место в области, готовьтесь на Москву», – вспоминает Оксана Рябчинская.

 

На всероссийском конкурсе требовалось очное участие. Жюри оценивало «домашнее задание» (блюда из школьного меню, привезённые с собой, и сервировку стола), а потом между поварами из 67 школ разных субъектов страны провели батлы. В тройку лидеров наши в итоге не попали, зато приобрели колоссальный опыт и боевой настрой.

«Знаете, когда живёшь в селе, то думаешь, что у других всё очень хорошо. А тут мы приехали и поняли, что мы не хуже всех, а даже в чём‑то и лучше! Меню для детей у нас постоянно обновляется: сейчас появилась лапша по‑домашнему, фунчоза, есть всевозможные рыбные блюда: рагу, рыбные палочки, а какие мясные гнёзда у нас! Наши повара самые лучшие!» – уверенно заявляют директор и завпроизводством.

Мы заглядываем в столовую во время обеда, чтобы расспросить школьников.

— Вкусно готовят у вас? – задаю я вопрос детям под звяканье ложек и вилок.

— Да-а-а, очень! Мне мясо нравится! А мне рыба и запеканка картофельная! Смотрите, я всё съела! – наперебой выкрикивают мальчишки и девчонки, показывая мне пустые тарелки.

 

Мне всё тут нравится!

Наша экскурсия по школе тем временем продолжается. Заходим в экологическую зону: прямо в холле идёт внеурочное занятие для первоклашек, посвящённое домашним животным. Сектор экологии оформлен в спокойных и приятных глазу зелёных тонах, дети сидят на креслах-мешках и рассказывают педагогу о достоинствах четвероногих пушистиков.

«Собака защищает дом, она может поймать вора или бандита, а потом его посадят в тюрьму!» – звонко и чётко сообщает один из учеников.

Я спрашиваю, нравятся ли детям такие занятия в зелёном уголке.

«Да-а-а! – кричат они мне в ответ хором, а потом добавляют по очереди: – Здесь красивые диванчики, я таких ни разу не видела! Ещё у нас тут петушки всякие и курочки с цыплятами (показывают уголок с фигурками птиц). Мне всё тут нравится!»

 

Потом мы проходим тематическую зону, посвящённую математике, поднимаемся по лестнице великих 
географических открытий и попадаем в зону искусства. Высоченные потолки и огромные окна, стройный ряд деревянных мольбертов, за которыми юные художники рисуют своих питомцев. Настоящая атмосфера творчества.

«Это пространство раскрепощает, дети здесь намного свободнее себя чувствуют, чем в рамках класса, где они всё‑таки немного скованы. Мне и самой нравится. Чувство «ах!» до сих пор у меня», – делится эмоциями учитель начальных классов Наталья Ковальская.

Ученик Елисей Каплий рассказывает:

«Я рисую свою кошку Кику. Очень её люблю, хоть и царапает меня часто».

Арина Боброва отражает на листе бумаги целую историю жизни своих попугаев – Гоши, Кеши и Милаши:

«Мне нравится рисовать именно здесь, потому что тут прохладно, просторно и много места».

Присматриваться и удивляться

Из зоны искусства переходим в читальный зал. Тут можно не только знакомиться с литературными произведениями, но и делать домашнее задание: для этого есть удобные рабочие места и доступ в Интернет. Сюда можно просто прийти отдохнуть, написать сочинение или помечтать: бескрайние белые просторы за окнами располагают к размышлениям и настраивают на философский лад.

Тем временем звенит звонок и дети выходят на перемену. Одни увлечены настенными шашками и шахматами, сказками русских и зарубежных писателей, другие – твистером, а рядом девчонки рисуют на меловой стене и играют в классики. Любимая игра моего детства здесь не забыта!

«Нам родители рассказали, и это очень увлекательно: можно прыгать, бегать. Мы соревнуемся, кто быстрее. Меня пока никто не обогнал! В телефонах не сидим, потому что даже не хочется. Нам и так весело на переменах!» – говорит четвероклассница Полина Шило.

 

Оксана Рябчинская продолжает экскурсию, и мы заходим на этаж для старшеклассников. На стенах в холле – портреты поэтов и писателей с QR кодами – в них зашифрованы биографии деятелей литературы. По центру – тематические фразы, размещённые таким образом, что под определённым углом получается портрет Александра Сергеевича Пушкина. Интересная находка, которая точно заставит остановиться и присмотреться.

Впрочем, присматриваться и удивляться тут можно на каждом шагу. Вот возле кабинета географии висит карта мира, сделанная из деревянных пластинок по типу пазлов. А в самом классе есть подобная, только посвящённая Белгородской области. Рядом с ней – огромная контурная карта, на которой можно делать отметки маркером.

Дальше прямо в холле восьмиклассницы выполняют задания викторины, посвящённой нашим знаменитым землякам. А рядом мужская половина класса вспоминает историю Белгородской черты.

«В ней было 13 городов-крепостей, они защищали жителей от степных кочевых племён», – с энтузиазмом рассказывают молодые люди, спеша опередить друг друга.

Чувство внутренней свободы

Рябчинская отмечает, что в школе выбрали экологическую направленность в качестве приоритетной. Это естественно для сельской местности, подчёркивает директор. И добавляет, что летом ученики могут подработать в одном из местных хозяйств, где выращивают кабачки, огурцы и пшеницу. Кроме того, тут учат детей раздельному сбору мусора. Но всё это уж точно темы для отдельных статей.

На прощание я спешу поделиться своим восторгом от всего увиденного с самыми старшими учениками школы – девятиклассниками и, конечно, узнать, что они думают о произошедших переменах.

«Я очень ждала, когда построят новую школу. Первое впечатление было просто «вау»! Когда я пришла сюда, то сразу же заглянула в столовую, у нас, считаю, работают самые лучшие повара! А ещё коридоры здесь очень просторные, удобно собираться с друзьями на переменах. В кабинете, где мы учились раньше, было очень холодно: зимой прямо по ногам дул ветер, а тут тепло, и даже кофта не нужна», – рассказывает ученица девятого класса Анастасия Терёхина.

 

Одноклассница Насти Юля Репина добавляет:

«Здесь ощущаешь чувство внутренней свободы». 

Что ж, с ней трудно не согласиться.

Нас провожает школьный кот Василий, зверь умный и весьма общительный. Он тщательно обследует содержимое кофра для фотоаппарата, с удовольствием позирует перед объективом и милостиво подставляет ушко для дружеского почёсывания, но не больше! Статус, знаете ли, обязывает.

Я обещаю Василию, что в следующий раз приду не с пустыми руками. И понимаю, что точно сюда вернусь, чтобы подольше задержаться в школьном музее, где есть настоящие раритеты, а потом забраться вместе с детьми на крышу и слушать пение птиц, а может быть, читать стихи, которые невольно приходят на ум при виде окружающей красоты.

 

Чем примечательна новая школа в селе Крутой Лог Белгородского района - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Елена Коржова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×