1 сентября в Белгороде откроют центр для одарённых детей
В каждой смене длительностью 2–3 недели смогут заниматься 120 школьников
-
Статья
-
Статья
Белгородский центр одарённых детей – аналог Всероссийского центра «Сириус» в Сочи. У нас он создан на базе образовательного комплекса «Алгоритм успеха».
Помог нацпроект
В Региональном центре выявления и поддержки одарённых детей работают четыре образовательных направления: наука, искусство, спорт и социальная одарённость. Программа рассчитана до 2026 года.
Создать центр удалось на федеральный грант 194,8 млн рублей по нацпроекту «Образование». Ещё 8,1 млн добавил региональный бюджет. Главная цель проекта – выявлять талантливых детей из удалённых районов и небольших городов региона и развивать их таланты.
«Мы отбираем детей через олимпиады, конкурсы, конференции, развиваем их таланты и умения через краткосрочные программы, профильные смены, кружки. В штате есть психологи, которые оказывают психолого-педагогическую поддержку, тьюторы, наставники и педагоги. Все преподаватели имеют высшую категорию, работают и педагоги из вузов, – рассказала руководитель регионального центра выявления и поддержки одарённых детей Евгения Сигнатуллина. – Для нас идеальная модель, когда дети из муниципалитетов приезжают и здесь живут. Надеемся, что через 1,5–2 года будет собственный кампус, куда сможет приехать любой ребёнок, пожить и научиться новому».
Сейчас проект общежития для детей проходит экспертизу в управлении архитектуры. Если его утвердят, уже в следующем году начнётся строительство кампуса на 120 человек.
«Общежитие будет как в лагере, с воспитателями и вожатыми. Только день у ребят будет заточен под образовательные мероприятия, развлекательных – по минимуму. В конце дня школьники выберут занятия по интересам. Это даст им возможность попробовать силы в разных направлениях. Например, дети-исследователи смогут поиграть в волейбол, а спортсмены заняться журналистикой», – пояснила руководитель центра.
В пробном режиме
В пробном режиме региональный центр для одарённых детей в «Алгоритме Успеха» работает уже целый год.
Всё это время преподаватели разрабатывали образовательные программы, смотрели, что детям нравится больше всего, в общем, налаживали процесс обучения. Первые занятия прошли осенью 2020 года в дистанционном режиме, а весной уже были очными с углублённой подготовкой.
Недостающие мебель и техника уже закуплены, и с 1 сентября после торжественного открытия центр начнёт работать в штатном режиме.
«Мы всё опробовали, сделали работу над ошибками, подключили для занятий более сложное технологическое оборудование и теперь выходим на полноценный режим работы», – рассказала Евгения Владимировна.
Пушкинская лаборатория и мобильный планетарий
В центре оборудовано несколько лабораторий. Одна из них – лаборатория космических исследований. Здесь будут развивать направления «Космос» и «Астрономия». Дети попробуют свои силы в ракетостроении и моделировании космических кораблей. Наставник направления – педагог-организатор тротуарной астрономии Антон Боровской.
В кабинете есть мобильный планетарий, с которым педагоги выезжают в районы и проводят уроки для детей.
«Есть целая выездная лаборатория для поездок и мастер-классов. С сентября-октября преподаватели планируют проводить выезды их в течение нескольких дней по разным направлениям», – рассказала Евгения Сигнатуллина.
Следующий кабинет – Пушкинская лаборатория. Её оборудовали в стиле старых русских лицеев. Стену здесь украшает карта 1785 года.
Уроки по литературному творчеству относятся к направлению «Искусство». С литературно одарёнными детьми занимаются преподаватели БелГУ, педагоги – победители конкурса «Учитель года».
«У нас есть уже хорошие результаты. Дети – победители литературных конкурсов – ездят в «Артек», участвуют во всероссийских и международных конкурсах», – отметила Евгения Владимировна.
А в лаборатории IT и VR/AR/MR во время нашего визита как раз были занятия. Ребятам рассказывали о модуле кожно-гальванической реакции. Это устройство может определить сильные эмоции простым присоединением двух электродов к пальцам руки. Также ребятам показали работу робота-манипулятора Hanwha, дети прозвали его «роборука». Он может перемещать предметы весом до 7 кг.
Это занятие проводили преподаватели Московского физико-технического института. Они приехали к нам не только учить детей, но и обучать педагогов.
По словам Евгении Сигнатуллиной, сейчас уровень знаний белгородских преподавателей не всегда подходит для работы на современном оборудовании, поэтому сначала педагогов нужно подготовить. Например, в ближайшие дни пройдёт обучение по нейротехнологиям.
Есть здесь и лаборатория биотехнологий, лаборатории проектного офиса, кабинеты физики и химии, лего-кабинет, творческая мастерская, учебно-медицинский кабинет.
Кабинет лингвистки оформили в стиле вселенной Гарри Поттера, а на стене появился герб Хогвартса, который соединил в себе все четыре направления центра.
Сейчас здесь проходят параллельно три смены. На школу лидерства привозили детей из Волоконовского района и Шебекинского округа. Если у школы или муниципалитета есть возможность обеспечить транспорт ребятам, то центр принимает всех детей. Школьники из ближайших районов ездят самостоятельно.
«Даже ребята из дальних районов приезжают и живут у родственников или с родителями, находят жильё, чтобы попасть в центр. Для них эти знания полезны и важны, дают отличную мотивацию для обучения», – рассказала Евгения Сигнатуллина.
Как попасть в центр одарённых детей?
Чтобы попасть в центр одарённых детей, нужно пройти конкурсный отбор. Критерии отбора по каждому направлению разработал и утвердил попечительский совет. Его возглавляет глава региона Вячеслав Гладков, а в состав входят ректоры вузов, руководители департаментов. Также в центре есть дополнительные условия отбора. Подробности можно узнать на сайте.
«Набор на смену начинается за полтора-два месяца до её начала. Месяц даётся на регистрацию и рассмотрение заявок, потом мы составляем рейтинг участников и публикуем его на сайте. Первые ребята в рейтинге и проходят отбор на смену», – пояснили нам.
В группы набирают от 15 до 20 человек. В августе проходит смена по гимнастике, в неё набрали 30 человек, но разделили на две группы по 15 гимнасток.
«Пока у нас нет ограничений, ребёнок может приезжать на смену несколько раз. После занятий детей не бросают, их ведут до поступления в вуз. Также участников смены приглашают на разные занятия, чтобы они знакомились с новыми детьми, делились опытом. Например, девочки, занявшие призовые места на Всероссийской олимпиаде, приходили на смену и читали лекции, вели мастер-классы», – рассказала руководитель.
После обучения в белгородском центре дети могут попасть и в сочинский «Сириус».
Главное – желание
Отдельный корпус в центре занимает школа искусств. В ней к открытию обновили залы со спортивным оборудованием.
Здесь расположены гончарная и творческая мастерские, студия видеозаписи, концертный зал, гримёрная, хореографический зал, центр настольного тенниса, студия дизайна, шахматный центр, зал хореографии и центр спортивного туризма. Большое помещение занимает арт-студия, разделённая на две зоны. В первой осваивают академический рисунок и живопись, а вторую занимают во время рисования на планшетах и изучения программ для дизайна.
«В центре созданы все возможности для обучения детей, главное – это их мотивация и стремление к знаниям», – рассказала куратора направления «Искусство» Надежда Болховитина.
Дети с ограниченными возможностями здоровья тоже могут свободно посещать все занятия.
Маргарита Грачёва