Чему учат детей в белгородских медицинских классах
Об этом рассказали преподаватели и выпускники медкласса образовательного комплекса «Алгоритм успеха»
-
Статья
-
Статья
В этом, 2020/21 учебном году аттестаты получили первые выпускники медицинского класса. Из десяти человек четверо окончили школу с медалью «За особые успехи в учении», подтвердив её высокими баллами на ЕГЭ.
«М» – значит «медицинский»
«Идея создать в школе медицинский класс витала у нас с 2018 года. У истоков его создания стоял известный врач Владимир Куликовский, а помог воплотить идею в жизнь депутат Белгородской облдумы, предприниматель Вадим Клет», – рассказывает директор «Алгоритма успеха» Инна Тяпугина.
Почему именно медицинский? Потому что региону нужны хорошие врачи. И выращивать их нужно здесь, на своей земле, считает Инна Валентиновна. Чтобы в медицинские вузы шли выпускники, мотивированные на получение знаний и на работу в больницах и поликлиниках. И чтобы это были не просто носители белых халатов.
«Выучить химию, биологию – это ещё не врач. Сострадание, желание помочь, умение работать с людьми, быть наставником – вот главные качества хорошего врача. Случайных людей в этой профессии быть не должно!» – уверена Тяпугина.
И потому в школе выстроена особая вертикаль подготовки будущих медиков. Если говорить языком экономистов, хорошие врачи – это штучный товар, а не массовое производство.
Медкласс открылся в «Алгоритме успеха» два года назад. Ребята отучились по особой программе в 10-м и 11-м классах «М». Приписка «М» – значит «медицинский». Все 10 человек из первого выпуска будут подавать документы в вузы на медицинские, биологические или химические специальности.
С этого года в региональный проект «Организация предпрофильного и профильного обучения медицинской направленности «Медицинский класс «Алгоритм успеха» включатся пятиклашки.
«5-й класс – это предпрофильный уровень. В медицинский класс придут те выпускники начальной школы, которые захотят учиться именно в таком классе. Мы выясняем потребности родителей, желание самих детей. С каждым ребёнком работает психолог, потому что для работы в медицине человек должен обладать определёнными качествами характера», – поясняет Инна Тяпугина.
Учиться в таком классе интересно, но нелегко. С 5-го по 7-й класс идёт предпрофильное обучение. В 8-й пойдут те, кто готов к углублённому изучению отдельных предметов, поэтому те, кто к ней не готов либо понял, что медицина – это не его, могут перейти в другие классы параллели. В 10-й «М» класс принимают по конкурсу, а участвовать в нём могут школьники со всей области. Цель понятна: на профильное обучение попадают только те, кто выбрал профессию, связанную с медициной, химией или биологией, и кто готов много трудиться.
«Сейчас в 10-й медицинский класс мы набрали 11 человек на конкурсной основе. Пришли ребята из пяти школ», – уточняет Инна Тяпугина.
В основном в медклассах «Алгоритма успеха» учатся дети из Белгорода и Белгородского района. Школьники из других районов живут либо у родственников, либо на съёмных квартирах.
К слову, транспортная доступность для «Алгоритма успеха» – это проблема, особенно для тех, кто учится не по месту жительства. Автобус из Белгорода в микрорайон Улитка ходит очень редко. Родители вынуждены отправлять детей на учёбу на такси или привозить на личном авто.
Ну здравствуй, Александр!
Главный кабинет медицинского класса – класс биологии. Оборудован по высшему разряду – спасибо спонсорам. Здесь проводятся уроки не только биологии, но и ОБЖ, когда школьники изучают оказание первой помощи. На стульях и кушетках расположились манекены, особо выделяется парень в красных кедах. На руках и ногах – датчики от переносного электрокардиографа. Рядом стенд с описанием – манекен «Александр 1».
«Они тут у нас все Александры», – смеётся хозяйка кабинета, учитель биологии Юлия Решетникова.
А в природе есть ещё и Роман, Вова, Тоша, Максим и прочие славные парни, на которых будущие медики отрабатывают практические навыки. Но вот для медклассов и, кстати, для «Точек роста», где обязательно обучение оказанию первой медпомощи, приобретают в основном Александров.
Класс биологии небольшой – на 10–15 учеников. И разбит на блоки – их здесь называют отделениями, как в больнице: реанимационное, офтальмологическое, ортопедическое, хирургическое, функциональной диагностики. Буквально на днях появилось новое отделение – лечебно-физкультурное: в классе временно прописался аппаратно-компьютерный комплекс «Медицина в спорте». Его приобрели в рамках нацпроекта «Образование» для будущего центра одарённых детей – белгородского «Сириуса». Комплекс тренирует вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы. После уроков заниматься здесь смогут школьники, которым нужно подкачаться, и ребята с поражением опорно-двигательного аппарата. Когда здание «Сириуса» построят и оборудуют, этот комплекс переедет туда.
«В реанимационном отделении ребята учатся проводить сердечно-лёгочную реанимацию, удалять инородное тело из дыхательных путей и навыкам оказания первой медпомощи при травмах и кровотечениях. В отделении функциональной диагностики – делать электрокардиограмму и расшифровывать её. В хирургическом – делать внутривенные и внутримышечные инъекции, обрабатывать раны и травмы, накладывать шины и т. д. В ортопедическом изучают строение скелета, кости и всё, что с ними связано», – рассказывает Юлия Решетникова.
Юлия Николаевна уточняет: в ЕГЭ по биологии нет вопросов, связанных, например, с расшифровкой ЭКГ или видами инъекций, но они могут попасться в олимпиадных заданиях. Поэтому теоретические и практические навыки медпомощи и диагностики не только для жизни полезны, но и для участия в олимпиадах.
«Мотивированные дети»
Классный руководитель теперь уже бывшего 11-го «М», учитель физики Светлана Королёва ребятами гордится.
«Очень мотивированные дети. Понимали всю серьёзность учёбы в медицинском классе. Учиться было тяжело: не только уроки, была ещё внеурочка по антопогенетике, основам фармакологии и другим темам», – отмечает Светлана Анатольевна.
Не все выпускники выбирают медицину. Кто‑то пойдёт на химика, кто‑то на биолога, кто‑то на фармацевта. Поэтому медклассы тесно дружат не только с медицинским институтом БелГУ, но и с институтом фармации, химии и биологии.
А мы знакомимся с ребятами. Они как раз пришли в школу, чтобы расписаться за результаты ЕГЭ по биологии. У Данила Григорьева очень высокие баллы: биология – 91, химия – 93, да ещё и русский язык – 90. О таких абитуриентах мечтает каждый вуз.
«Я перешёл в медицинский класс, потому что хотел стать врачом. У меня папа врач, так что сомнений не было. Какую врачебную специальность выберу, пока не знаю, решится в процессе учёбы в вузе», – говорит Данил.
Эвелина Бабарова училась в одной из школ Белгорода, а в «Алгоритм успеха» перешла в 10-м, чтобы учиться именно в медицинском классе.
«Медицину выбрала, чтобы помогать людям. В школе очень нравилась биология, особенно анатомия и генетика. Пока думаю о специальности «дерматолог», чтобы дальше связать работу с косметологией. Подавать документы буду в несколько мединститутов – Курск, Белгород, Питер, Воронеж», – поделилась планами на будущее Эвелина.
Алиса Мильская живёт в Таврово. Но ей так хотелось учиться в медклассе, что предпочла потерпеть транспортные неудобства.
«Мы на уроках рассматривали строение органов, учились основам реанимации. По субботам у нас были интересные занятия в школе будущего медика, приходили преподаватели из мединститута БелГУ. Мы учили латынь и получали разную полезную информацию. Мой любимый предмет – химия. На ЕГЭ набрала 95 баллов. Биологию сдала на 68 баллов, но она мне и не нужна для поступления, я хочу идти на химика», – рассказала Алиса.
Елизавету Ашманову в школу возили родители.
«Химию я сдала на 88 баллов, русский язык – на 94, биологию – на 69. Планирую поступать в медицинский институт. Учиться в школе было не трудно, а вот с обязательным проектом были сложности. Я делала проект, посвящённый ЭКГ как методу диагностики, и над ним пришлось много поработать», – уточнила Лиза.
Семён Жданов сначала учился в химико-биологическом классе, а когда создали медицинский, перешёл в него.
«На ЕГЭ я химию не сдавал, биологию сдал на 63, общество – 74 балла. Я выбрал направления психологии и психиатрии, поэтому сдавал то, что нужно для поступления на них. А медкласс позволил успешно защитить проект по проведению сердечно-лёгочной реанимации при клинической смерти. Говорят, он был лучшим в параллели. Также медкласс научил оказывать доврачебную помощь. Скажу так: человек захотел, а медкласс позволил», – считает Семён.
Влад Третьяков живёт в Дубовом и в школу ездил на рейсовом автобусе. ЕГЭ сдал не так хорошо, как надеялся, хотя готовился очень серьёзно. Но мечте быть врачом не изменил: если не пройдёт по конкурсу на бюджет, будет учиться на платном отделении.
«Мои родители всегда хотели, чтобы я был врачом. Я всё детство жил с этими мыслями и уже свыкся с ними. Прошлым летом побывал в нейрохирургии, посмотрел, как работает отделение, и понял, что я не боюсь крови, каких‑то других неприятных вещей, которые неизменно сопровождают профессию врача. Я не боюсь общаться с людьми, мне это нравится, и, я думаю, в профессии тоже пригодится. Помогать людям – это мечта, но хотелось бы, чтобы и зарплата была достойная. Пока думаю о хирургии, но всё определится в процессе учёбы. Подавать документы буду в Курск, Воронеж и Белгород», – рассказал Влад.
Алиса Мильская, Лиза Ашманова и ещё два выпускника, с которыми нам не удалось познакомиться в день визита в «Алгоритм успеха», – Евгений Шицков и Ольга Лавриненко – окончили школу с красным аттестатом и прилагающейся к нему медалью «За особые успехи в учении». Это даст ребятам дополнительные баллы к ЕГЭ. Сколько добавлять баллов, решает каждый вуз.
Практика и ещё раз практика!
«Медицинский класс помогает детям понять себя в будущей профессии. Мы сотрудничаем с больницами. До пандемии с детьми ходили в симуляционный центр БелГУ. Были в областной больнице святителя Иоасафа, увидели больницу изнутри. У нас есть волонтёры, ученики 10–11-х классов, которые помогают медикам в больницах. Каждый врач должен много уметь. Врач – это не только белый халат. Каждый врач должен стремиться помочь другому человеку» – уверена Юлия Решетникова.
Именно практические занятия помогают детям не просто прикоснуться к будущей профессии, но и понять, правильно ли ты её выбрал. Юлия Николаевна вспоминает: в одном из традиционных походов в больницу нужно было познакомиться с работой реанимации, и некоторые ученики отказались туда идти. Не смогли психологически. А другие – наоборот, с интересом знакомились с работой реанимационного отделения.
«После таких встреч некоторые понимают, что медицина – это не их призвание и надо пробовать себя в другой сфере», – заключила Юлия Решетникова.
Справка. В 2020/21 учебном году в Белгородской области действовали 15 медицинских классов по 8–20 человек в 7 школах Белгородского, Вейделевского, Ракитянского районов, в Старом Осколе и Белгороде. В них учились 278 детей. В Белгороде медклассы работали в трёх школах.
Елена Мельникова