Мир цифр. О чём Евгений Мирошников говорил с белгородскими школьниками
9 февраля начальник областного департамента цифрового развития побывал в лицее № 9 Белгорода
-
Статья
-
Статья
Евгений Мирошников встретился со школьниками в рамках всероссийской акции «Урок цифры». Они обсудили актуальность IT-профессий, технологии будущего и исчезновение паспортов.
Вопросы защиты
Новая серия образовательного проекта стартовала 8 февраля. По словам учителя информатики лицея № 9 Романа Вегеры, такие уроки цифры проводятся как минимум раз в год.
«Чаще всего они посвящены защите личной информации, правилам пользования интернета, банковскими картами. То есть главная задача – объяснить детям, как правильно поступать, чтобы их данные были в безопасности», – рассказал Роман Владимирович.
Тема февраля так и звучит: «Приватность в цифровом мире». Специальные материалы по ней уже размещены на официальном сайте проекта.
«Мы ориентируемся на карты уроков на федеральных порталах. Они как вспомогательный материал, который даёт направление. Но часто учителя и сами могут много рассказать по выбранной теме», – пояснил Вегера.
Всё начинается со школы
Один из главных плюсов акции в том, что она отличный повод, чтобы организовать встречи школьников со специалистами, которые уже добились успеха в сфере информационных технологий. Так, учеников IT-классов лицея № 9 посетил начальник областного департамента цифрового развития.
«Я не хочу читать вам лекцию. Давайте беседовать! Вы выбираете тему, задаёте вопросы, а я отвечаю и рассказываю, что в этой сфере происходит с точки зрения цифровизации« – предложил Мирошников.
Первой старшеклассники выбрали тему школы. Евгений Мирошников признался, что ему не нравится подход, которым руководствуются современные школы:
«Цифровизация в школе не определяется количеством интерактивных досок или панелей! Современная школа, в моём понимании, это просто другой формат, это как раз о том, что прорабатывается сейчас у вас: Wi-Fi на всей территории, много крутых пространств, разумное использование смартфонов».
При этом Мирошников подчеркнул, что, пусть при правильном подходе телефоны и помогают образовательному процессу, но всё же разрешать их или нет должен каждый учитель отдельно.
С самого детства
Другой важный момент, по мнению начальника департамента цифрового развития, – это повышение уровня IT-подготовки в школах.
«Мир меняется очень быстро, и этими технологиями должны владеть все. IT – это инструмент, который помогает что‑то делать лучше, быстрее и проще», – отметил Мирошников.
Он объяснил, что сейчас его команда разрабатывает программу, согласно которой уроки информатики могут появиться во всех школах, начиная с 1-го класса. Тогда к 8-му классу дети будут владеть определённым уровнем навыков.
— Но если так сильно продвигать IT-специальности, не будет ли слишком большой конкуренции? Как, например, среди юристов? – забеспокоились школьники.
— Нужно понимать, что на одни профессии есть хайп, а на другие – реальная потребность. И IT– это про второе, – успокоил их Мирошников. – Я не вижу, чтобы спрос в этой сфере уменьшался: наоборот, он только растёт. Если вы квалифицированный специалист, то будете нарасхват, я вас уверяю.
Он добавил, что за последние пять лет зарплата у айтишников выросла в три раза. По его словам, Белгородской области не хватает как минимум 10 тыс. специалистов в этой сфере.
Автобусы и здоровье
— А что насчёт медицины? Какое цифровое будущее ждёт её? – заинтересовался старшеклассник.
— В ближайшее время планируется запустить приложение «Госуслуги. Моё здоровье», в котором будет личная медицинская карта пользователя со всеми диагнозами, обследованиями и архивами, – рассказал Евгений Мирошников.
Он добавил, что в дальнейшем, вероятно, можно будет обучить нейросеть анализировать данные и прогнозировать развитие определённых болезней. Но, чтобы это реализовать, нужно решить многие юридические вопросы.
Дальше ребята заговорили об общественном транспорте. Некоторые уточнили, почему в городе не введут специальные транспортные карты – по примеру Москвы или Санкт-Петербурга.
«Любимая тема многих белгородцев, – улыбнулся Мирошников. – Дело в том, что транспортные карты – это отдельная масштабная инфраструктура, которая стоит огромных денег. А банковские карты есть у всех».
Также Евгений Мирошников объяснил старшеклассникам, почему СМС-сообщения об оплате проезда приходят не сразу: всё дело в том, что сначала система просто запоминает данные, а деньги снимаются позже.
«Один раз даже можно проехать зайцем, если баланс на карте отрицательный. После этого система несколько раз попытается списать деньги с вашего счёта, и, если у неё не получится, карту автоматически добавят в стоп-лист. Конечно, до такого лучше не доводить», – подчеркнул Мирошников.
Усы и лапы вместо карты
Начальник департамента цифрового развития признался, что мечтает когда‑нибудь ввести систему Face ID хотя бы на одном из городских маршрутов.
«А разве система будет распознавать людей, если все в масках?» – спросили из зала.
Мирошников пояснил, что это вопрос времени и технологий. Теоретически считать лицо можно при входе или выходе, когда маски на лице ещё или уже нет. Но в любом случае пока это лишь предположения: систему не планируется вводить в ближайшее время – скорее, это просто один из возможных вариантов развития будущего.
— Знаете, как в мультике: «Усы, лапы и хвост – вот мои документы»? Я верю, что в ближайшее время так и будет. Не понадобятся никакие внешние носители, чтобы подтверждать свою личность. Будут записи в неких информационных базах, а все физические документы исчезнут.
— Ну а как же тогда в магазин ходить, без паспорта? – уточнили лицеисты.
— Загадывать, конечно, опасно, но мне кажется, сейчас больше всего под ударом две профессии: продавцы и водители. Первых постепенно заменяют кассы самообслуживания, вместо вторых появляются беспилотные автомобили. Поэтому, я думаю, в магазине просто никого не будет, – ответил Мирошников.
Школьники – за будущее
В конце встречи Евгений Мирошников напомнил школьникам, что умные технологии – это не большие терминалы или миллион кнопок, которые нужно нажать, чтобы запустить нужный алгоритм:
«Самое важное, что может быть в любой системе, – это простота. Технологии должны делать жизнь людей легче, только тогда их можно назвать умными».
Он призвал старшеклассников развиваться в сфере информационных технологий и ещё раз проанализировать и обдумать вопросы, которые они вместе обсудили.
Так, одиннадцатиклассник Илья Терешенко решил, что всеобщая цифровизация может привести к серьёзным последствиям – причём далеко не всегда хорошим:
«Всё должно быть оправдано. Потому что иначе что‑то может пойти не так: я думаю, полный отказ от бумажной валюты может обернуться кризисом. Но многие технологии действительно делают нашу жизнь проще: например, электронные паспорта или считывание биометрии лица. Я не думаю, что это серьёзное вмешательство в частную жизнь, главное – чтобы все данные надёжно хранились».
Александра Токтарёва