Перьевое письмо. У первоклашек школы № 49 Белгорода нет шариковых ручек
«Белгородские известия» рассказывают о том, почему в младших классах этой школы предпочитают перьевые ручки
-
Статья
-
Статья
Урок письма в 1-м «А» классе напоминает интересную игру. Учитель Ирина Демченко просит первоклашек открыть прописи и достать особенные, перьевые ручки. С их помощью ученикам сегодня предстоит обводить по контуру нарисованных медвежат. Но для начала надо уговорить ручку, чтобы она писала красиво.
Волшебство носиком вверх
«Открываем колпачок, проверяем носик: он должен быть сверху. И пальчики сразу занимают своё место: два сверху держат, третий снизу помогает. Не забывайте: ручка лежит под наклоном, на своём месте – на подушечке», – напоминает педагог.
Детишки старательно следуют инструкции, которую хором дополняют стихами: «Я, друзья, от вас не скрою – ручку я вот так держу!»
«Не наклоняемся вниз, бережём глазки!» – добавляет Ирина Григорьевна.
И малыши приступают к работе. Движется она хоть и медленно, но верно – старательности первоклашкам не занимать.
— Дети, а для чего мы пишем именно перьевыми ручками? – лукаво интересуется учительница.
— Чтобы правильно руку держать! – бойко откликаются косички с третьей парты.
— Чтобы писать красиво! – вторят им бантики с первой.
— Она волшебная, – полушёпотом добавляет хвостик у окна.
— От неё пальчики не будут болеть, как от шариковой. Она более безопасная, – авторитетно подытоживает коротко стриженная русая макушка.
— А надо на перьевую ручку сильно нажимать?
— Не-е-ет! (хором)
— А нравится вам писать такими ручками?
— Да-а-а! (хором)
Конторки и не только
С 2008 года начальные классы здесь работают по здоровьесберегающей системе Владимира Базарного. Половину обычных парт заменили на конторки, дополнив их деревянными массажными ковриками для стоп. Это помогло решить проблему засиженности детей на уроке и повысить их двигательную активность.
В учебный процесс включили упражнения для тренировки зрения и развития воображения учеников – в классах появились офтальмотренажёры и особые наглядные пособия: картины-панно и «сенсорные кресты». А ещё всех младшеклассников перевели на перьевое письмо, которое, по мнению автора методики, является одним из важнейших элементов «обучения в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения».
Ирина Григорьевна по методике Базарного работает восемь лет, обучает по ней уже третий набор детей.
«Детям писать перьевой ручкой действительно нравится. Они заинтригованы, потому что я им объясняю, что она волшебная и является помощницей, которая сберегает их здоровье», – поясняет учительница начальных классов.
Знакомство с перьевой ручкой педагог превратила в увлекательный квест: первую неделю дети ею не пишут, а просто рассматривают, учатся правильно держать в руке, тренируют зрение, занимаясь с её помощью гимнастикой для глаз. Потом первоклашки сообща придумывают заклинание, которое включает волшебные свойства ручки, и потихоньку начинают колдовать с её помощью в тетрадях. Не всё получается сразу, потому что помощница весьма капризна: повернул перо не той стороной, забыл про наклон – ручка не пишет.
Но неправильно её, по словам педагога, и не возьмёшь – перьевая ручка сконструирована таким образом, что на ней есть место для пальчиков, а потому она сама ложится в руку как надо. А вот чтобы писать ею, давить, как в случае с шариковой, не надо. Цель технологии перьевого письма по Базарному – раскрепостить ребёнка. Если его пальчики напряжены – напряжено и всё тело. А при перьевом письме напряжения в пальцах не возникает.
«Темп письма перьевой ручкой по сравнению с шариковой немного ниже. Но это и понятно – у детей вырабатывается каллиграфический почерк. Хотя ею и выводить ничего особенно не приходится – красиво эта ручка пишет практически сама собой», – с улыбкой поясняет Ирина Григорьевна.
Писать как дышать
Учитель начальных классов Тамара Зайцева стояла у истоков внедрения системы Базарного в школе. Первый набор её «базарных» детей в этом году уже выпустился из школы.
По её словам, первое время – до того как дети подружились с перьевыми ручками – руки у многих были перемазаны чернилами. Но когда они научились правильно держать ручки, проблема ушла. Возникали и сложности со сменой картриджей, особенно если они заканчивались на уроке. Но в учительском столе всегда были запасные сменные блоки, и дети делились ими друг с другом – так удалось преодолеть и этот чисто технический момент.
«По мере того как дети привыкали к школе, они параллельно привыкали и к письму перьевой ручкой. И вскоре перестали задумываться, как правильно, – всё начало получаться автоматически. Единственное – мне, как учителю, на первых порах приходилось следить, чтобы не было перехода с перьевой ручки на шариковую», – поясняет Тамара Викторовна.
По её словам, детям обязательно нужно объяснять, как согласованность движений руки со вдохами-выдохами и биением их сердца положительно влияет на их здоровье, в частности на работу сердечно-сосудистой системы.
«Когда они будут понимать, для чего им это нужно, они с удовольствием будут писать перьевыми ручками», – заключает педагог.
Её нынешние ученики-четвероклассники радуют педагога не только своими знаниями и высокой учебной мотивацией, но и хорошем зрением и осанкой.
«Двигательная активность у них другая. Они раскрепощены в общении: спокойно отвечают, не боятся задавать вопросы», – уточняет Тамара Викторовна.
Развитие и мотивация
По словам директора школы № 49 Ирины Ламановой, положительный эффект от системы даже превзошёл ожидания педагогов.
«Она была абсолютно встроена в учебный процесс – не требовала дополнительного времени и профессиональной переподготовки учителей. К тому же это единственная система технологий, которая утверждена Роспотребнадзором и рекомендована для стандарта общеобразовательной школы. То есть это не эксперимент, не изыскания отдельно взятой школы», – поясняет Ирина Николаевна.
Младшеклассники стали быстрее, чем их сверстники, расти и развиваться. У детей появилось больше сил на спортивные и творческие секции. И желание учиться не уменьшилось после окончания первого класса, как часто происходит.
На сегодняшний день конторками оснащают всю основную школу, офтальмотренажёры есть практически во всех классах, а панно и сенсорные метки учителя успешно делают сами. И конечно, ученики начальной школы и 5-х классов на уроках пишут перьевыми ручками.
«После, увы, многие дети бросают, переходят на шариковые ручки. Но кто‑то дома продолжает. Я за то, чтобы писали перьевыми до 11-го класса. И уверена, что мы к этому придём», – заключает директор.
Интересно детям – хлопотно родителям
Пожалуй, посочувствовать в этой истории можно только родителям. Мамы и папы первоклассников жалуются на то, что чернилами измазаны руки, тетради и одежда детишек. Приходится пробовать разные модели ручек, чтобы подобрать самую «безопасную». Кто‑то ругается, кто‑то шутит, кто‑то предлагает смириться и набраться терпения, потому что «это же здоровьесбережение».
Вот как о перьевом письме отзывается мама одной из первоклассниц школы № 49:
«Моей дочери писать удобно, потому что на нашей ручке есть выемки для пальцев. Но ручка постоянно течёт, все пальцы в чернилах, а значит, и всё остальное. С собой приходится носить сменные картриджи, которые кончаются довольно быстро. Кроме того, они часто отсоединяются и болтаются внутри корпуса, отчего ручка перестаёт писать. И вообще, она пишет, только если держать её под определённым углом. Это, конечно, вырабатывает почерк и постановку руки, но одновременно и раздражает. Пока что писать перьевой ручкой дочке нравится, ей это интересно. Тем более учитель сказал, что так правильно».
Так что перьевые ручки не только укрепляют здоровье детей, но и морально закаляют родителей, которые до этого знали про чернильные пятна только от бабушек.
А вот что говорит о письме пером Пётр Тарасенко, старший преподаватель кафедры графического дизайна и медиатехнологий БГИИК:
«Правильная посадка и правильное держание перьевой ручки положительно влияет на здоровье – у человека не развивается сколиоз, вырабатывается правильная осанка. Кроме того, при работе с перьевой ручкой, как и при стрельбе, важно спокойное равномерное дыхание – тогда мышцы рук не будут напряжены, и письмо будет плавным. От нажима на ручку зависит толщина проведённой линии, а значит, и красота письма. Если человеку интересно заниматься каллиграфией, если у него это выходит, то он получает от этого положительные эмоции. Но, чтобы научиться писать пером красиво, нужны усидчивость и терпение».
Тамара Акиньшина