Директор с тяпкой. Почему двор школы № 41 Белгорода похож на ботанический сад
10 лет назад здесь была сплошная трава и редкие клумбы, сейчас – много зелени и цветов, садовые скульптуры и декоративный камень
-
Статья
-
Статья
«Потому что школа в моём понимании начинается не со здания, а с того места, где ты только вступаешь в школьный двор!» – уверяет директор школы Елена Осетрова.
Воспитывают труд и красота
Директорствует она всего три года, а начинала работать учителем русского языка и литературы, потом стала завучем. Вот как раз в те времена Елена Викторовна и начала преобразования на школьной территории.
Елена Осетрова – не просто идейный вдохновитель таких радикальных изменений школьного двора. Она их главный двигатель. А ещё – копатель, сажатель, поливатель, пропалыватель и так далее. Не только потому, что ей самой нравится работать на земле. Просто считает, что эта природная красота вокруг должна воспитывать и приучать детей к труду. К такому труду, который доставляет удовольствие.
В шутку Елена Викторовна называет себя директором с тяпкой: много ли вы видели директоров школ, которые сами работают на школьных участках?
«Многие не представляют, как директор может быть с тяпкой или лопатой. А я не умею руководить из кабинета. Считаю, что руководитель должен вдохновлять на работу. Приказать я никому не могу. Но если ты сам работаешь – люди к тебе потянутся. Я очень люблю свою работу. Люблю детей. Я живу школой. И давно поняла, что самое главное – организовать и увлечь людей, чтобы они стали твоими единомышленниками. Если ты будешь один – ты столько не сделаешь!» – уверена она.
У неё есть дача, где она по‑настоящему отводит душу. Но сейчас в школе ремонт, и директор всегда должна быть на месте. Работа на даче временно отошла на второй план. А вот работа на земле – нет. Школьный двор большой, и Елена Викторовна, постоянно изучая литературу и всякие новинки ландшафтного дизайна, уже придумала, как украсить и облагородить каждый уголок территории.
«Работая на земле, я отдыхаю. Может, земля забирает у человека какой‑то негатив? Вечером выхожу на участок с тяпкой – и у меня в голове рождаются решения многих проблем, мысли структурируются. Земля – она живая. Она тебя любит. Или не любит. Один человек саженец посадит, а он расти не будет. А другой палку воткнёт, и она прорастёт», – размышляет директор.
Плюсик к карме
Елене Викторовне помогают учителя и школьники. Не на традиционной летней практике (её здесь просто нет). Приходит тот, кто хочет. За последние пару недель на клич в соцсетях откликнулись больше 60 ребят. Каждый день несколько старшеклассников (для младших школьников такая работа ещё тяжела) приходят, чтобы помочь директору и учителям. Ребята копают землю, сажают или пересаживают растения, носят камни и кирпичи для обустройства альпийских горок и сухих бассейнов. Есть ещё «плюсик к карме» – самых активных школьников награждают грамотой за участие в школьной жизни. Она учитывается при поступлении в вуз как важная часть личного портфолио абитуриента. Ребята смеются: конечно, мы не только ради грамот помогаем. Тот, кто работать не хочет или не умеет, даже за грамоту лопату в руки не возьмёт.
«Это интересно – оставить школе после себя память. Да и самим радостно наблюдать, как школа становится лучше», – говорит 11-классница Юлия Гайдукова.
Десятиклассник Валерий Картамышев теперь знает, как обустроить клумбу на семейном участке. У Дионисия Гараса и Максима Петровского хорошо получается складывать декоративные сооружения из камней.
«А я прихожу сюда просто школу украшать. Чтобы дети, которые приходят в 1-й класс, зашли в школьный двор, а тут такое – вау! Чтобы им хотелось идти в школу!» – поделился эмоциями Павел Гарас.
Ребята работают с перерывом на игры в телефоне и разговоры по душам. В том числе с директором. А потом они вместе пьют чай. Елена Викторовна очень любит хвалить своих помощников. И не только за чаем, на общей школьной линейке тоже. Потому что считает: если человек хорошо работает, он достоин добрых слов. А ребята работают не только хорошо, но и от души, так как желают, чтобы их школа начиналась с цветущей красоты, а не с чахлых газонов.
Ходить – нельзя, только любоваться!
«Сейчас никого насильно работать не заставишь. Даже при согласии родителей не имеем права привлекать к труду, если ребёнок не хочет. С некоторых пор в школе убрали трудовое воспитание. Дети не понимают, что такое мыть полы, подметать. И когда девочка не знает, как подметать пол или отжать тряпку – на эту картину печально смотреть», – говорит Елена Осетрова.
Она считает, что труд – это важный элемент воспитания. Главное, чтобы дети получали удовлетворение от своей работы. А ещё школьники учатся этот труд уважать. И беречь то, что сделано своими руками.
«Сейчас на школьной территории много газонов. Ходить по ним нельзя. Можно только любоваться. А ещё ребятам нравится, когда здесь проходят уроки биологии. Дети даже попросили к каждому растению приставить таблички – как оно называется, откуда родом. Сделаем это в ближайшее время», – обещает директор.
Большинство саженцев Елена Викторовна покупает сама. С чем‑то помогают родители. А три года назад родилась традиция: выпускники школы сажают на память о своём классе отдельные растения или мини-клумбы. Вот уже подросли туи на аллее выпускников 2017 года. Постепенно к ним добавляются другие растения.
Сейчас во дворе школы № 41 растут несколько видов туй и можжевельника, четыре вида гортензий, лилейники, барбарис, ели, клематисы и ещё много чего. А в прошлом году Елена Осетрова посадила 32 куста сирени.
Но, к сожалению, на вопрос: «А не пытаются ли жители микрорайона что‑то украсть из этой красоты?» – директор кивает утвердительно.
На днях какой‑то мужчина в полседьмого утра перелез через забор и вырвал с корнями два куста роз. На замечание сотрудника школы грубо ответил и убежал. Ещё раньше кто‑то выкопал две туи и целую грядку лилейников.
«Некоторые люди как‑то очень по‑своему воспринимают то, что мы делаем. Говорят: ну это же всё общественное! Нет, говорю, не общественное! Мы это для своих детей делаем. Свои средства вкладываем, сами работаем на участке! Днём доступ на территорию открыт, и тут любят гулять и пожилые пары, и мамы с колясками. Очень обидно, когда люди любуются красотой, а после себя оставляют на клумбах использованные памперсы, пластиковые бутылки и другой мусор», – с горечью говорит Елена Александровна.
Но всё‑таки большинство жителей района, где расположена школа, благодарны за такую красоту и директору, и ребятам.
Елена Мельникова