«Радость для вуза», или Зачем Белгороду иностранные студенты
«БелПресса» поговорила с представителями белгородских вузов и студентами, приехавшими из разных стран
-
Статья
-
Статья
На Россию приходится 5 % мировой студенческой активности, столько же, как на Францию и Германию. В первой тройке США (19 %), Великобритания (8 %) и Австралия (7 %). Такие данные приводит Институт статистики ЮНЕСКО.
В 2018 году в России учились 240–300 тыс. иностранцев. Они принесли российским вузам почти 100 млн рублей, но студентов приглашают не только для увеличения прибыли. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, экспорт образования – это прежде всего один из сильнейших факторов межличностных коммуникаций, расширения культурных контактов и привлечения наиболее талантливых людей в национальную экономику.
Экспорт образования стал одним из приоритетов федерального проекта «Наука». В 2025 году в России хотят видеть 710 тыс. иностранных студентов. Ждут их и в белгородских вузах.
Комфортно и безопасно, как дома
«Иностранцы – это расширение границ для вуза, его рейтинг на международной арене, ведь приезжают оттуда, где про Россию вообще ничего не знают, – говорит начальник отдела по международным связям Белгородского государственного аграрного университета им. В. Я. Горина Елена Загорулько. – Наш вуз один из сильных аграрных вузов страны, при этом мы заметно выигрываем в ценах у той же Москвы».
Цена обучения для россиян и иностранцев в БелГАУ одинаковая, но на некоторые специальности для россиян есть софинансирование, а для иностранцев – нет. Граждане Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Белоруссии могут учиться и на бюджете, поскольку наши страны заключили договоры о сотрудничестве.
Первые иностранцы появились в аграрном вузе году в 2006-м. Сейчас здесь 323 студента из 37 стран мира. Приехавшие из Туркмении выбирают экономическое направление, из Таджикистана – инженерный факультет и прикладную информатику, иракцы учатся на агрономов. В последние годы большинство приезжают из Азии и Востока, поэтому 3/4 иностранных студентов – парни. Девушки чаще приезжают с Украины, африканских стран, Латинской Америки. Самая популярная форма обучения у всех – заочная.
«На нас работает репутация. В вуз приезжают родственники и друзья наших студентов. По такой схеме мы полностью работаем с Туркменией, – продолжает Загорулько. – Новые студенты узнают о вузе на международных выставках, в которых мы участвуем».
Вуз намерен прибавлять примерно по 100 студентов в год и к 2025 году прирасти иностранными студентами в 2,5 раза.
— Не грозит ли это проблемами, подобными тем, с которыми какими столкнулась Европа, открывая двери мигрантам?
— Параллель с Европой неправильная: там люди приехали на ПМЖ, – отвечает Елена Загорулько. – Студентов нельзя назвать мигрантами. На учёбу приезжают по визе либо по регистрации на конкретный срок, поэтому имеют право на временное пребывание в России. Все иностранцы у нас на виду, ещё не бывало, чтобы кого‑то депортировали. Возможные конфликты между студентами мы исключаем ещё на стадии приглашения и не зовём студентов из конфликтующих стран. Селим рядом людей из одной страны и одной веры: так им комфортнее.
До приезда в Россию, по словам Елены Загорулько, у многих представления о ней ограничивались картинками медведя с балалайкой:
«А тут они видят, что жить безопасно и комфортно. За годы учёбы студенты посещают Москву, Питер, Казань, и эти впечатления останутся с ними навсегда. Конечно, это и формирует положительный имидж России за рубежом. Недавно прочитала в «Фейсбуке» отзыв выпускницы из Израиля. Она уехала года три назад и до сих пор очень тепло отзывается о России, говорит, что здесь чувствовала себя как дома».
Такая непонятная Россия
Приезжают иностранцы на учёбу из стран, где российский диплом признаётся. Выпускники лишь заверяют его в министерстве образования, переводят на свой язык и подтверждают легитимность документа.
Выбрав Россию для получения образования, иностранец подаёт заявку в выбранный вуз. Здесь его документы отправляют в миграционную службу, где их рассматривают 30 дней. После одобрения будущий студент в посольстве России в своей стране получает учебную визу с указанием вуза. Ну а в самом вузе ему предстоят вступительные экзамены на русском языке.
Обучение только на русском. Те, кто им не владеет, учат язык на подготовительном факультете – такие есть почти при каждом учебном заведении. После окончания подфакультета иностранец может поступать в любой российский вуз.
Кстати, приезжие из Африки могут прилично изъясняться по‑русски уже через шесть месяцев, а вот китайцам нужно не меньше года.
Труднее всего иностранцам поддаётся даже не язык, а русская кухня и русская зима.
«Однажды зимой я встречала группу студентов из Южной Америки, – рассказывает Елена Загорулько. – Мы писали им, что здесь холодно, нужны тёплые вещи, отправляли фотографии зимы. Я стою на перроне в шубе и тёплых сапогах, они выходят из поезда… и что я вижу: шлепки, джинсы, осенние куртки. Я кричу: быстрее садитесь в автобус, а они, побросав чемоданы, начинают трогать и пробовать на вкус снег, который увидели впервые в жизни. Пока люди не увидят снег, они не понимают, что значит холодно».
Не на обучение, а в семью
Международное сотрудничество Белгородского государственного института искусств и культуры началось в 2011 году. Тогда было 70 иностранцев, сейчас около 300: Сербия, Китай, Сирия, Ирак, Конго, Колумбия, Гватемала, Латвия, Киргизия, Узбекистан, Египет, Эквадор, Таджикистан, Судан, Иордания, Йемен, Испания, Нидерланды…
«Иностранные студенты – это неиссякаемый источник взаимного культурного обогащения, ведь то, что мы наблюдаем во время обучения, нигде больше не увидим и не узнаем», – говорит первый проректор БГИИК Ольга Киреева.
Многие приезжают по рекомендациям друзей и знакомых. Новым абитуриентам вуз рассказывает о себе на международных образовательных выставках, проводимых Россотрудничеством, и в ежегодном сборнике о российских вузах, который распространяется за рубежом.
«Наши коллективы участвуют в праздниках для соотечественников, бывают за рубежом с концертами, преподаватели проводят мастер-классы – всё это тоже работает как реклама, – рассказывает руководитель международного центра института Светлана Андреева. – Из Китая приезжают на уже имя, например к «профессору Ольге» (Ольга Вадимовна Сраджева – профессор кафедры музыкального образования – прим. ред.). Преподаватели с гордостью рассказывают про китаянку, которая освоила все направления хореографии, включая русский народный танец, и хорошо выучила русский. Они уверены, что у себя на родине она будет нарасхват».
Выбирают то, что востребовано в их странах, – обычно вокал и хореографию. В арабских странах нужны аниматоры, и оттуда поступают на режиссёров массовых мероприятий.
На вступительных экзаменах иностранцы наравне с россиянами танцуют, поют, показывают растяжку, читают стихи. Все иностранцы учатся в БГИИК на контрактной основе. Стоимость обучения для них дороже, потому что включено сопровождение куратора – это учитель, друг, отец и мать в одном лице. К нему идут с любыми вопросами в любое время суток: от покупки продуктов и зимней одежды до вызова врача. Проблем расизма и национализма в институте культуры нет.
За 2018–19 учебный год институт культуры выпустил 39 иностранных студентов. В Латинской Америке российский диплом нужно подтверждать, а в Ираке министерство образования включило БГИИК в список тех, чьи дипломы подтверждать не нужно.
«Мы принимаем не на обучение, а в семью, и всё время обучения человек находится под опекой этой семьи, – продолжает Ольга Киреева. – Когда приезжают иностранцы, все преподаватели должны понимать, что, кроме обучения, мы ещё воспитываем друзей нашей страны. И это очень важная политическая составляющая, которая проходит у нас красной линией».
Радость и ответственность
В БелГУ около 3 тыс. иностранных студентов из более 90 стран мира, в БГТУ – 1 800 из 70 государств. Иностранцы здесь были ещё в 1980-е. Каждый год число таких абитуриентов растёт на 20 %.
В нынешнем году БГТУ принял 585 иностранцев, включая тех, кто приехал на языковые курсы на подготовительный факультет. Самые востребованные здесь строительные специальности, IТ, архитектура и механика.
«Иностранные студенты – радость для вуза, – уверяет замдиректора Центра международного образования и сотрудничества БГТУ им. В. Г. Шухова Светлана Лесовая. – Они активно участвуют в спортивных и культурных мероприятиях, организуют выставки, концерты, дни независимости своих государств. Проблем расизма и национализма в БГТУ нет. Раз в квартал мы проводим тематические мероприятия, раз в две недели – совет землячеств и футбольный турнир «Кубок Дружбы», цель которого – сплотить студентов из разных уголков Земли и показать, что все люди равны, несмотря на различия в цвете кожи и вероисповедании».
Обычно иностранцы не доставляют вузу серьёзных проблем, но они могут возникнуть в любой момент. Так, учебному заведению грозит штраф от 400 до 600 тыс. рублей, если он не поставит иностранного студента на миграционный учёт.
Мелкое правонарушение, типа неправильной парковки, для иностранца останется без серьёзных последствий, а за неоднократное нарушение общественного порядка миграционная служба может отказать в продлении учебной визы.
Иностранный студент имеет права работать только на летних каникулах. Если его поймают на работе в учебное время – депортируют и закроют российские границы на 3–5 лет. Работодателя оштрафуют на 400–600 тыс. рублей.
Если студент зарегистрирован по одному адресу, а проживает по другому, за фиктивную регистрацию налагается штраф в размере от 400 до 600 тыс. рублей на юрлицо и от 40 до 45 тыс. рублей – на должностное лицо.
Колледжи пока без иностранцев
Советское государство квотировало места для иностранцев в училищах и техникумах. В Белгородском политехническом техникуме (ныне колледж) учились вьетнамцы. Колледж, кстати, до сих пор поддерживает с ними тесные дружеские связи. Однако иностранных студентов давно не принимает. Квот для иностранцев в ссузах нет, как нет и семей, желающих за свой счёт учить ребёнка на рабочую специальность в чужой стране.
«У нас учится 389 студентов из стран бывшего СССР, в основном из Казахстана, Украины. У России есть соглашение с этими странами, и их граждане учатся бесплатно как соотечественники, – рассказывает начальник управления профессионального образования департамента внутренней и кадровой политики Людмила Шаповалова. – Обычно эти дети с семьями переехали в Россию на ПМЖ, но ещё не успели оформить гражданство».
По её словам, возвращаться в свои страны они не планируют. Если говорить про иностранцев из дальнего зарубежья, то главная сложность в том, что их необходимо обучить русскому языку на базе СПО, а уже затем учить их профессии.
Три года назад на юбилей Белгородского политехнического колледжа приезжали его вьетнамские выпускники. Среди них оказались люди, добившиеся немалых успехов в своей стране.
«Они тепло отзывались о студенческих годах в России, это отношение они передают и младшему поколению,– продолжает Людмила Шаповалова. – Конечно, они популяризуют русскую культуру и формируют имиджа России в своей стране, их действительно можно считать «мягкой силой» для продвижения интересов государства за рубеж».
Она отмечает, что в области прорабатывают вопрос обучения иностранцев в ссузах по техническим специальностям, возможно, получится восстановить связи с Вьетнамом.
«Это интересное направление, хотя массовым оно вряд ли станет, – считает Шаповалова. – Скорее всего, здесь можно работать с конкретными государствами, у которых есть потребность в таких кадрах».
Ирина Дудка
Как иностранцы стали студентами белгородских вузов
Джамшед Рузиев (Таджикистан), БелГУ:
«Я учусь на факультете журналистики, приехал из Таджикистана, потому что, скажем прямо: там нечего ловить. Учился в русской школе. Министерство образования РФ предоставляет квоты ученикам таких школ во всех странах постсоветского пространства. Я прошёл конкурсный отбор и получил возможность учиться в России. Когда встал вопрос, куда именно поступать, штудировал Интернет, выбрал Белгород, потому что это ухоженный маленький город, и вуз хороший, к тому же у меня есть здесь знакомые».
Джесси Кайседо (Эквадор), БГТУ:
«Я сама переехала в Россию и поступила. Это дешевле, чем учиться в Эквадоре, а уровень образования второй после Америки. Изначально хотела поступать в Москву или Санкт-Петербург, но приехала в Белгород и осталась: тут дешевле, и люди добрее. Сейчас учусь на архитектора».
Елизавета Косых (Украина), БелГУ:
«Я поступила в университет как соотечественник. Мой папа получил аттестат ещё в СССР, поэтому я подхожу под такую категорию и имею право обучаться в вузах на территории России по этой программе на основе общего конкурса».
Томаш Хыла (Польша), БелГУ:
«Я приехал в Россию по обмену, учусь в Гданьском университете. Наши вузы сотрудничают, это довольно распространённая практика – учиться за границей по обмену. Я люблю русский язык, поэтому захотел учиться здесь: это лучший способ выучить язык. Хотел в Москву, но не получилось, поэтому учусь в БелГУ».
Элаф Ибрахим (Египет), БелГУ:
«Я приехала в Россию продолжать обучение в бакалавриате. До БелГУ проходила языковые курсы в «технологе» – это был мой первый российский университет. Я училась в англоязычной школе в Саудовской Аравии, захотела учиться за рубежом и обратилась в AyaGroup – компанию, работающую на рынке образовательных программ и специализирующуюся на обучении в России. Оттуда меня и направили в Белгород».
Записал Андрей Шилин