«Даже с температурой». Как учатся китайские школьники
«Белгородские известия» продолжают рассказывать, как устроены школы за рубежом
-
Статья
-
Статья
София – четвероклассница и отличница. В этом нет ничего удивительного, если не знать, что она единственная россиянка в своём классе.
Образование девочка получает на неродном ей языке. До четырёх лет София знала только русский, но ей хватило двух лет в местном детсаду, чтобы сдать вступительный экзамен в первый класс.
Мама девочки давно поступила в Сычуаньский университет, затем осталась жить в Китае. Сейчас воспитывать Софию ей помогает её мама – Людмила. Каждый день она отводит внучку в школу и активно вникает во все нюансы школьного образования.
Без раскачки
«Мы очень волновались, сможет ли четырёхлетняя София, не знавшая ни слова по‑китайски, выучить язык и овладеть образовательной программой, – рассказывает Людмила. – Полгода водили её на развивающие занятия, где она с малышами училась говорить. Как только внучка стала понимать речь, определили её в детский сад. Там ей никто ни одного слова не перевёл, а она всё понимала.
Сейчас чисто говорит. Мне до сих пор непонятно, как это возможно.
С первого класса начинается родной язык (китайский), математика, английский, наука с элементами ботаники, биологии, астрономии, естествознания; каллиграфия, физкультура, китайская культура, программирование, музыка и пение, рисование, танцы. Эти предметы входят в программу обязательного обучения всех школ, и их преподают отдельные учителя.
Уроки начинаются в 8 утра и заканчиваются в 16:40, а порой в 17:30. Такое расписание с первого класса, но дети особо утомлёнными не выглядят. Может, потому что утро начинается с общей зарядки, когда на стадионе собирается вся школа. Или потому что каждый день урок физкультуры».
Каникулы не для отдыха
«Китайские школьники знают: дважды в год по окончании семестров их ждут экзамены. Даже первоклассников. Причём не контрольные, как в России, а именно госэкзамены, которые все школы сдают в один день. Как у нас на ЕГЭ: с утра преподаватели получают конверт с заданиями из департамента образования и прилюдно его вскрывают.
Это, конечно, огромная психическая и физическая нагрузка, но это дисциплинирует. При 1,5-миллиардном населении конкурс в китайских вузах достигает порой 100 человек на место. И лишь диплом престижного университета даёт человеку шанс на приличную работу и высокий доход.
Система оценок отличается от российской: там только баллы. Самый высокий – 100, но отличником считают уже того, кто набирает больше 90 баллов. В итоговом годовом листе стоят буквенные обозначения успеваемости: А – отлично (100–90), В – хорошо (90–80), С – посредственно (79–55). Чтобы пройти в следующий класс, ученик должен набрать не менее 60 баллов. Тех, кто набрал меньше, оставляют на второй год».
Учебники бесплатно
«В китайской школе три ступени обучения. Начальная (с 1-го по 6-й класс) обязательна для всех, средняя ступень – 7–9-й классы, полная – 10–12-й.
В государственных школах бесплатное обучение, но родители всё равно сдают какой‑то минимум на школьную форму (в каждой школе своя), на питание.
Учебники и всё, что необходимо для учёбы, выдают бесплатно.
В сельских горных школах учат бесплатно, там и формы нет.
Государство прилагает огромные усилия по выравниванию условий и качества обучения, немалые деньги вкладывает в благоустройство, учебники, оснащение классов техническими средствами.
Помогают волонтёры: выезжают в такие школы с книгами, одеждой, прочими принадлежностями.
Частные школы платные. В элитные школы с иностранными программами можно поступить при разовом вступительном взносе до 200 тыс. юаней (около 1 млн 800 тыс. рублей – прим. ред.). Моя внучка учится в школе по программе «Оксфорд». Обучение идёт на китайском языке, но основным считается английский. У неё были отличные рекомендации из детсада, поэтому вступительный взнос с нас не брали.
Кружков в школе множество: от изучения языков до духового оркестра, их оплачивают дополнительно. Всё очень дорогое: на затраты года учёбы можно купить хорошую квартиру в Белгороде».
Только по записи
«В нашей школе в классах по 38 человек, в других есть и по 50–60. Учителя говорят через микрофон с усилителем. У классного руководителя есть помощник – другой учитель.
Железной дисциплине на уроках можно позавидовать. На переменах шум неимоверный, а на уроке тишина. Уважение к учителям безоговорочное, и оплата труда у них достойная. Экзамены и контрольные работы проводят исключительно в виде тестов, к доске школьников никогда не вызывают.
Родительские собрания бывают в начале и конце учебного года, а так вся связь со школой только через «Вичат». Здесь дублируют домашние задания, дают разъяснения по урокам, связываются с классным руководителем и другими учителями. К директору – только по предварительной записи.
На входе в школу стоят охранники. Родителям выдают карточки, по ним идём через турникет. Территория школы обнесена четырёхметровым железным забором с колючей проволокой, но этого не видно: он затянут плетущимися растениями и выглядит зелёной изгородью».
Не расслабляться!
«Учебный год начинается с 1 сентября, состоит из двух семестров. Первый заканчивается в конце января, весь февраль каникулы. С 1 по 7 октября вся страна отдыхает, празднует день рождения КНР. Летние каникулы в июле и августе.
И нет ни одних каникул, чтобы ничего не задали, постоянно заставляют мозг работать. В России жалуются, что программа трудная… Вот бы их сюда. Летом София ежедневно проводила от двух до трёх часов над учебниками. Причём фотографии сделанных уроков высылала учителю в групповой чат: так тот контролирует график выполнения заданий.
В первый учебный день сдаём кипу тетрадей, сочинений, творческих работ. Здесь не празднуют День знаний, как у нас. Уже 2 сентября прошло тестирование по английскому, а 4-го – по математике и китайскому языку».
Наклейка против температуры
«Здесь не принято пропускать занятия, даже с температурой детей ведут на уроки. Врач и медсестра, которые есть в каждой школе, разносят лекарства, их заболевшим выписывают в поликлинике. Родители оповещают медиков, что ребёнок болен, и те контролируют его состояние.
При пропусках справка от врача не нужна, достаточно записки от родителей. Но не водят ребёнка в школу только в очень тяжёлых случаях. При температуре до 38° дают лекарства, клеят наклейки-пластыри на лоб и на пуп: они снимают жар и обезболивают. Здесь считают, что организм сам должен бороться с болезнью.
Нам было странно и непонятно, что здесь нет карантинов, даже в пик заболеваемости. Вот сейчас (в начале октября) температура воздуха резко понизилась с 35 до 23, дети начали болеть. В классе кашляют, чихают, но заболевших не отправляют домой. Дети с хорошим иммунитетом выдерживают, а слабые, конечно, заражаются. Я первое время возмущалась, но так здесь принято и ничего не изменить.
Почему так? Каждый пропуск занятий – пробел в знаниях, а программа обучения очень серьёзная, догнать упущенное возможно только с репетитором, а это дорого. Час занятий стоит от 170 до 200 юаней (от 1,7 до 2 тыс. рублей)».
Вместо чая – суп
«Питание пятиразовое. Сначала София завтракала в столовой, но надо было вставать на час раньше, и она не высыпалась. Пришлось отказаться от школьного завтрака, хотя он очень даже вкусный и большой по объёму: баудзе (как мант на пару), яйцо, сладкое и обязательно молоко.
Второй завтрак в 10:00 – фрукты. Через два часа 45-минутный обед. Дети едят в классах, каждый за своей партой, еду им привозят на каталке. Меню сбалансировано по калорийности и полезности: ежедневно рис (он здесь как хлеб), тушёные овощи, нежирная свинина, курица, говядина, креветки и другие морепродукты. Заканчивается обед супом, его пьют после еды, как чай.
Чай, компот, какао пить не принято. Зато в полдник дают молоко с булочкой или пирожным. Никакого печенья и конфет: сахар считают убийцей зубов.
Мне очень нравится, что утром детей, входящих в ворота школы, пионерским салютом и приветственным возгласом встречают дежурные ученики. Это вселяет уверенность в том, что ты здесь важен и нужен.
В школе много творческих, спортивных мероприятий, в которых София активно участвует. Учителя сначала переживали, как они будут справляться с обучением иностранного ребёнка. Теперь это позади. Спрос с внучки – как с китайского ученика, поблажек нет. Но за эти годы София ни разу не сказала, что не хочет идти в школу. Ей там нравится, несмотря на сложную программу. И экзамены она сдаёт на 100 баллов!»
Записала Елена Мирошниченко