Что там жужжит? Где белгородцев учат управлять квадрокоптером
Старооскольская школа ДОСААФ открыла обучающие курсы для работы с беспилотниками
-
Статья
-
Статья
В Старом Осколе профессиональный интерес к необычной ещё технике проявили энергетики. За подготовку специалистов для них взялась школа ДОСААФ.
За этими аппаратами будущее, уверен начальник Старооскольской школы ДОСААФ России Олег Омельченко.
«Когда вплотную занялись этой темой, с удивлением обнаружили, что и у нас, и за рубежом в развитие этого дела вкладывают огромные деньги – миллиарды долларов, рублей. Их и почта пытается применять для доставки корреспонденции, правда, пока не особо успешно. И медицина – для транспортировки медикаментов, метеорологи, спасатели. Даже браконьеров ловят», – приводит примеры начальник школы.
Первый опыт
По словам Омельченко, курсы по управлению беспилотниками в школе планировали организовать ещё в 2018 году. В классификаторе профессий выбрали соответствующую специальность – оператор наземного управления беспилотными летательными аппаратами. Разработали и утвердили учебную программу. Нашли мастера-наставника и обучили первую группу специалистов для мониторинга электрических сетей.
«Для нас это была, скорее, рекламная акция. С точки зрения экономики курсы даже и не окупились. Учебная группа должна состоять хотя бы из 15 человек, мы взяли на обучение всего 8. Вопрос пока стоял так: получится у нас это или не получится. Через неделю связался с заказчиком, пока в нашу сторону нареканий нет», – отчитывается начальник школы.
Что дальше? На этот вопрос у Омельченко однозначного ответа нет:
«Мы‑то планируем, но пока к нам обращаются единично, в основном молодёжь. А так, чтобы это вызвало ажиотаж, такого нет».
Фантом против бинокля
Свой винтокрылый аппарат DJI Phantom 4 мастер-наставник Сергей Сальников называет или «фантом», или «коптер». У энергетиков квадрокоптер примерно такой же модели, что облегчило работу и взаимопонимание наставника с учениками. Курсы длились четыре дня.
За это время познакомились с устройством аппарата, основными функциями, изучили технику безопасности.
«При неумелом обращении коптер может нанести вред здоровью, и его при полётах легко можно разбить, потерять. Два дня летали», – рассказывает Сергей.
На лётные занятия выезжали конкретно на сети 110 киловольт, где совмещали учёбу и практику.
«Осматривали состояние сетей, износ изоляторов, определяли, виден ли электрический пробой. Старый изолятор начинает тонкой дугой, толщиной с человеческий волос, искрить. С земли искру не увидишь, надо отходить подальше и смотреть в бинокль. А мы снимали в разрешении 4К и потом на телевизоре в классе вполне хорошо видели дугу», – объясняет наставник.
Аппаратом управлять легко, считает Сергей, если выполнять основные правила и рекомендации. Не летать при ветре больше 10 м/с, в дождь и мороз выше 0 градусов.
«Это по инструкции для линейки фантомов, – говорит он. – А по личному опыту знаю, что можно летать и до –10˚. Вообще коптер умный, при сильном ветре он даёт ошибку и запрашивает посадку. И самое главное – не паниковать в критических ситуациях, если человек психологически готов, аппарат будет летать».
Радуга над городом
Сальников приобрёл квадрокоптер два с половиной года назад. Управлению учился самостоятельно. Прочитал инструкцию, пересмотрел массу роликов на YouTube, изучил законодательную базу и вышел тренироваться в поле.
«Существует ряд ограничений для полётов коптеров. Например, нельзя летать над местами массового скопления людей на мероприятиях или над административными зданиями. За нарушение могут наложить штраф – 5 тыс. рублей. Но в Осколе с этим пока попроще», – признаётся он.
Заказы порой поступают неожиданные. Как‑то на одном предприятии считали кирпичи – коптер сделал фотографии площадки, на которой они складировались, потом по снимкам определили их количество. В другой раз при съёмке панорамы микрорайона по ходу удалось сделать великолепный снимок радуги над городом. Делал поздравительный ролик к женскому празднику, когда полицейские машины на площади выстроились в надпись «8 Марта». Был случай: попросили найти потерявшуюся собаку. К сожалению, не нашли.
«На полной батарее мой коптер способен пролететь 2 км, потолок по высоте – 500 м. Оснащён двумя компасами, барометром, GPS, ГЛОНАСС, датчиком положения, и, пока он это всё не поймает – не полетит», – поясняет Сергей.
По приблизительным подсчётам Сальникова, его фантом совершил 300 полётов и за 100 часов налетал 150 км.
Владимр Бабич