«Тут хочется учиться». За что воспитанники «Алгоритма успеха» любят свою школу
«БелПресса» узнала, чем школа в микрорайоне Улитка отличается от других белгородских школ
-
Статья
Нескучные уроки, много спорта, вкусная еда и стипендии – в «Алгоритме успеха» знают, как заинтересовать детей учёбой.
Нет тяжёлых портфелей
«Алгоритм успеха» – экспериментальная школа с мобильным электронным образованием: вместо бумажных книг дети занимаются по цифровым учебникам. Малыши пользуются электронными книгами, ученикам с 5 класса выдают планшеты, а старшеклассникам –ноутбуки. Все они подключены к цифровой образовательной платформе Lecta. Домашние задания, в том числе индивидуальные, дети получают в системе «Мобильное электронное образование» (МЭО).
«Цифровые технологии заменили нам учебники, и это очень хорошо, – рассуждает десятиклассница Настя Егорова. – В портфеле мы носим только 2–3 тетради и канцелярские принадлежности – это большой плюс для спины. Если ты заболел, можно дома зайти в МЭО под своим логином и паролем и выполнить домашнее задание, что тоже очень удобно. Некоторые задания автоматически проверяет программа, некоторые – учитель. Наш педагог с помощью этой системы может отслеживать динамику каждого ученика».
Всю технику и зарядные устройства к ним выдают в школе, а после занятий дети оставляют её в классе. На уроке за гаджетами ребята проводят не больше 15–20 минут, чтобы не портить глаза.
Классическая библиотека с бумажными книгами в школе тоже есть, и дети могут ими пользоваться, при этом свыше 600 экземпляров русской классической литературы, к примеру, через кваркоды всё равно можно скачать на планшет.
Крутое оборудование
На уроках физики, химии и биологии школьники не только сидят за партами. Частично дети осваивают программу при просмотре образовательных фильмов в 3D-лаборатории в библиотечно-информационном центре.
«Как бьётся сердце человека, как устроена молекула ДНК – картинка настолько реалистичная, что создаётся ощущение, что до всего можно дотронуться рукой. Это очень круто! – делится Настя. – Такие 3D-уроки обычно длятся 10–15 минут, но это настолько наглядно и понятно, что учителю даже не нужно что‑то ещё объяснять».
Недавно школа включилась в федеральный эксперимент и получила для библиотеки «Темо-центр» – ещё один электронный ресурс, в котором собрана информация по самым разным предметам и дисциплинам – от анатомии до геологии. Продукт полностью лицензирован. Любой ребёнок может пользоваться этой электронной энциклопедией при подготовке домашнего задания, доклада или реферата.
«Наша школа сочетает лучшие традиции советской школы, традиций воспитания и доступные сегодня инновации», – заключает директор школы Инна Тяпугина.
Своя обсерватория
«Алгоритм успеха», пожалуй, единственная школа в Белгородской области, которая может похвастаться собственной обсерваторией. На крыше здания установлен астрокупол с мощным электронным телескопом, с помощью которого можно наблюдать за движением небесных тел. Доступ на крышу есть только у педагога. В правильную погоду учитель физики и астрономии включает на ночь телескоп и записывает, к примеру, движение Луны. А утром на уроке показывает запись детям.
«Второй вариант работы в обсерватории планируем сделать летом – это будет что‑то вроде «Ночи кино» или «Ночи в музее», – делится планами директор школы. – Примерно с 23 часов до часа дети смогут сами наблюдать за ночным небом не в записи, а в режиме онлайн. Разумеется, только с участием родителей. Можно долго читать книжки и смотреть картинки в интернете, но лучше один раз увидеть жизнь в ночном небе и, возможно, увлечься изучением космоса. Наша обсерватория – отличная база для будущих исследований».
Уроки астрономии идут у 10-х и 11-х классов, а с 8-го класса – как внеурочка.
Шведский стол
Столовая в «Алгоритме успеха» работает по системе шведский стол. Это значит, что ученики могут сами выбрать, что они хотят съесть сегодня: в мясной день, к примеру, им предложат сразу три блюда из мяса, приготовленные разными методами (варёное, тушёное, котлета). Три разных блюда – в рыбный день. И так каждый день.
«У нас божественная столовая, – считает десятиклассница Алина Золотарёва. – Я ела во многих столовых, и могу сказать, что самый вкусный борщ – у нас. А запеканки! Всё рассчитано по порциям, по калориям, мы наедаемся, но не переедаем. А ещё мне нравится, что нам хватает времени на еду – мы можем быть уверены, что всё съедим, и на урок не опоздаем».
В школе постоянно экспериментируют с меню и корректируют его с нового учебного года. Повара гордятся тем, что научили ребят есть молочные каши на завтрак и даже брокколи, к которым поначалу дети были абсолютно равнодушны.
«Мы хотим показать детям, что в мире есть масса прекрасной еды, кроме привычной пюрешки и макарон, – объясняет заведующая столовой Алина Погорелова. – Мы стараемся рассказать им о новых сочетаниях продуктов, которые могут казаться классическими для профессоров рецептуры, но абсолютно новыми для детей. Например, всю зиму мы практиковали рагу с тыквой, молочную кашу с тыквой – кто‑то пробовал такое дома, кто‑то нет».
Столовая вмещает 380 детей, поэтому едят они по расписанию: пока обедают 2–5-е классы, остальные гуляют на улице. И наоборот. 40-минутная прогулка каждый день – обязательная часть школьного дня.
Домой – без домашки
«Алгоритм успеха» – школа полного дня. После уроков дети не расходятся по домам, а остаются здесь до самого вечера. В 8:40 у ребят зарядка, в 9:00 начинается первый урок. Занятия идут примерно до 15 часов. После четвёртого урока на большой перемене у всех – обязательная прогулка и игры на свежем воздухе. Как провести оставшееся время (примерно до 18:00 или на секции до 20:00), каждый ученик решает сам.
«Оставшееся время даётся на самоподготовку, выполнение домашней работы или допобразование, – описывает свой обычный день в школе девятиклассник Руслан Горбанёв.– Мы можем заниматься в спортивных секциях или поплавать в бассейне. Я после уроков сначала делаю домашку, потом занимаюсь английским и дополнительно хожу на робототехнику. Свободного времени мне хватает. Уже в пятницу, например, у меня остаётся свободный вечер и полностью свободные выходные, ведь домой я иду с уже выполненными уроками, и на все секции тоже сходил».
Спорт, бассейн и другие бонусы
Школьный спортзал настолько большой, что заниматься здесь могут одновременно два класса. Футбол, волейбол, баскетбол, гандбол – площадки трансформируются для любых игровых видов спорта. Кому мало, могут остаться на дополнительное образование: на базе школы работают тренеры из городских и областных спортшкол по 16 видам спорта – от гимнастики до настольного тенниса. А раз в неделю у всех школьников физкультура проходит в бассейне.
«Бесплатный бассейн в школе – это сказка и мечта, – говорит Арина Коробкина из 10 «Б». – У нас есть и сауна, где можно погреться. После уроков в пять часов я плаваю и на 15 минут иду в сауну. А ещё у нас есть соляная комната. У меня хронический ринит, и мне показано её посещать. Это дорогостоящая процедура, но в школе я хожу туда бесплатно. До «Алгоритма успеха» я думала, что моя прежняя школа – лучшая. Но теперь знаю, что нет. Тут правда хочется учиться».
Стипендии
За хорошую учёбу и внеурочные активности школьники могут получить стипендию попечительского совета. Почти как в вузе, только претендентов на выплаты дети определяют сами. От каждого класса можно выдвинуть двух кандидатов по трём номинациям – талант, спорт и учёба – всего 50 учеников (с 4-го по 10-й классы).
«В этом году класс выбрал меня, – рассказывает Лиза Шевченко из 10 «А». – Я староста в классе, занимаюсь спортивными бальными танцами. Меня заметили и в спорте: на районных соревнованиях 4четыре норматива ГТО я сдала на золото. Ну и я – отличница, участвовала в олимпиадах по русскому языку и экологии. Так как я в вхожу в актив, я тоже заседала на выборах, но сама за себя голосовать не могла».
После того, как кандидатов утвердит класс, их должен одобрить большой детский Совет, в который учителя не входят. И только потом претендентов оценит педсовет. Стипендиаты каждый месяц в течение полугода получают на карточку по 3 тыс. рублей. А выплаты по 20 тыс. рублей предусмотрены и для пяти лучших педагогов.
Общение на равных
«Мы не боимся подойти к учителям или директору школы по разным вопросам. Это важно», – добавляет Арина.
Дети, которые входят в актив школы, могут общаться с завучем по самым разным вопросам, предлагать свои идеи и проекты. Совет детей, Совет учителей и Совет родителей – вот треугольник, через который решают все вопросы, связанные с жизнью школы.
«А ещё у нас есть общение по скайпу с учителями, – добавляет Лиза Шевченко. – Можем позвонить им или написать через мобильную образовательную систему с ноутбука и в любой момент узнать всё, что нам нужно».
Елена Байтингер