По второму кругу. 275 белгородских школьников получили незачёт по итоговому сочинению
Сочинение, которое является допуском к ЕГЭ, одиннадцатиклассники писали 5 декабря 2018-го и 8 февраля 2019-го
-
Статья
-
Статья
В декабре из почти 6 тысяч писавших с сочинением не справились 244 человека (4,13 %), в феврале – 31 из 275. Для несдавших остаётся ещё один, последний дополнительный день – 8 мая.
Предварительные итоги
В дополнительный срок – 8 февраля – сочинение и изложение (его пишут ребята с проблемами со здоровьем) писали 235 школьников из тех, кто получил незачёт в декабре, 1 нарушитель правил проведения экзамена (за это могут удалить, как и с ЕГЭ), 29 учеников, которые не пришли на сочинение в декабре по уважительным причинам (это должно подтверждаться справками и документами), и те, кто подавал заявку на сочинение в феврале.
Не явились на итоговое сочинение в феврале 14 человек (4 – в Яковлевском округе, 3 – в Белгороде, по 2 – в Алексеевском и Грайворонском округах, по 1 – в Борисовском районе, Валуйском и Губкинском округах).
«Никогда ещё регион не имел такого количества не справившихся с итоговым сочинением по результатам дополнительного февральского срока и такого количества не явившихся на оценочную процедуру. Анализ ситуации необходим в разрезе абсолютно каждого участника. Регион и муниципалитеты не могут себе позволить иметь такое количество выпускников, которые выйдут из стен школ не с аттестатом о среднем образовании, а со справкой об обучении. Ведь с этим документом и в колледж не примут», – констатировал начальник управления по контролю и надзору в сфере образования областного департамента образования Николай Рухленко.
По баллам и критериям
Условия, в которых школьники пишут работу, максимально соответствуют экзаменационным: металлоискатели, видеонаблюдение, подавление сигналов мобильной связи, общественные наблюдатели и т. д. Так что списать довольно трудно.
Оценка (зачёт или незачёт) складывается из баллов, которые ставятся по определённым критериям. По этим критериям незачётов гораздо больше, чем за работу в целом.
По словам Николая Рухленко, с требованием по объёму (не менее 350 слов) не справились 32 человека, с самостоятельностью написания – 33, не соответствие темы нашли в 149 работах. Аргументация, привлечение литературного материала хромает у 60 учеников, композиция и логика рассуждения – у 313, качество письменной речи – у 144. Грамотность подвела 893 одиннадцатиклассника.
Доля участников, получивших незачёт, наиболее велика в Алексеевском, Валуйском, Грайворонском, Старооскольском округах, Борисовском, Ракитянском, Ивнянском районах.
Зачёт – не зачёт – зачёт
Чтобы объективно оценить письменные работы школьников, сочинения проверяют на двух уровнях – муниципальном и региональном. Процент расхождений оценок говорит о том, что где‑то комиссии сработала некачественно.
По данным департамента образования, в этом году больше всего расхождений результатов проверки зафиксировали в муниципальных комиссиях Грайворонского района (9,09 %), Яковлевского округа (8,37 %), Ровеньского (7,69 %) и Ивнянского (7,04 %) районов. Незначительные расхождения допустили в Прохоровском (1,16 %), Краснояружском (1,52 %), Волоконовском (2 %), Красногвардейском (2,16 %) районах, в Новооскольском округе (2,34 %) и Белгороде (2,46 %).
Может ли незачёт превратиться в зачёт или наоборот? Практика показала – да. 157 сочинений, за которые муниципальные комиссии поставили незачёты, в региональной признали зачётными. Это касается Белгорода, Старооскольского, Алексеевского, Валуйского округов и Ивнянского района.
«А вот обратная картина: 91 муниципальный зачёт в регионе превратился в незачёт, – сообщил Рухленко. – Это те случаи, когда работа явно не соответствует требованиям или критериям, но ход рассуждений в муниципалитете примерно такой: да, работа не соответствует, но вдруг в области пройдёт, да и ученика жалко, и коллег тоже…».
Оценки, выставленные комиссиями Чернянского, Ровеньского, Прохоровского районов и Старооскольского округа подтвердились на региональном уровне – значит, там комиссии сработали качественно и профессионально.
Грамотно подготовить
Почему дети плохо пишут сочинения? В департаменте образования утверждают: потому что не все учителя умеют грамотно подготовить школьника к этому сложному экзамену. Взять, к примеру,неумение раскрыть конкретную тему, даже используя заготовки. Тематические направления итоговых сочинений известны заранее. Но сами темы могут звучать по‑разному.
«Например, в 2017/2018 учебном году тематическое направление было сформулировано как «Смелость и трусость», при этом темы в разные сроки написания (6 декабря, 7 февраля и 16 мая) звучали по‑разному: «Чем смелость отличается от безрассудства?», «Кого называют трусом?», «Нам нужна одна победа, одна на всех – мы за ценой не постоим». И были случаи, когда ученики, используя заготовки, не интерпретировали их в рамках конкретной темы, и она оставалась нераскрытой. Вроде бы и писал что‑то по теме, а в итоге – не то», – пояснил Николай Рухленко.
К итоговому сочинению, считают в департаменте, готовить нужно с первых дней обучения в 11-м классе. Пробное сочинение нужно провести уже в сентябре – начале октября, чтобы было больше времени для работы над ошибками. А в некоторых районах дети пишут пробные сочинение начиная с 10-х классов, и этот опыт даёт хорошие результаты.
В «Копилке лучшего опыта» на официальном сайте управления по контролю и надзору в сфере образования опубликованы материалы из опыта городов и районов области по подготовке школьников к итоговому сочинению. Департамент образования рекомендует ими воспользоваться.
Елена Мельникова