Анастасия Афанасенко, 25 лет:
«По первому образованию я филолог, на него училась четыре года. Так сложилось, что в моей семье несколько поколений – учителя. Поэтому выбора особо не было, родители меня готовили стать учителем русского языка и литературы. Но когда я пришла на факультет, поняла, что в школе работать не смогу, потому что у меня неподходящий склад характера для этого. Я рада, что не заполняю бумажки, журналы, отчёты. У меня получается работать с детьми, мне это интересно, но не в рамках школьной программы.
На втором курсе подала документы на факультет журналистики, направление рекламы и пиара, и три года совмещала обучение на двух бакалавриатах: с утра на одном, после обеда ехала в другой корпус на другой. Это как две жизни: раз – и переключилась. Я даже не помню, чтобы я уставала. Было много конспектов, домашки, на сессии в два раза больше зачётов и экзаменов. Не жалею о своём выборе. Я ловила кайф от того, что у меня были такие насыщенные дни. Считаю, что если человеку даётся какой‑то шанс, то он должен его использовать.
Мне ни разу не хотелось всё бросить и перестать учиться. Наверное, просто повезло с преподавателями: они были очень лояльны и понимали, что я, например, не подготовилась к предмету, потому что вчера сдавала зачёт на другом факультете. Были, конечно, и те, кто не мог войти в положение и не представлял, что есть ещё что‑то, кроме собственного предмета. Поэтому некоторые приходилось пересдавать.
Когда окончила филфак, освободилось бюджетное место в магистратуре факультета психологии, и я решила попробовать. К тому же нам тогда все говорили, что магистратура – это очень важно, что без неё никуда не возьмут, а потому окончить её нужно обязательно. На самом деле всех берут, но тогда у нас были другие взгляды.
Получилось так, что в один и тот же год я оканчивала обучение по двум направлениям: и по журналистике, и по психологии. Защита диссертации по психологии и защита диплома на журфаке были с разрывом в два дня – это был цирк. Я плохо помню тот месяц, он выпал из моей жизни. А выпускной был в один и тот же день, с разницей в два часа. Я успокаивала себя тем, что сэкономила на платье и причёске, ведь не пришлось делать её в разные дни.
Таким образом, я стала специалистом с тремя квалификациями. Когда меня спрашивают, зачем я обучалась на трёх направлениях, отвечаю, что к этому совершенно не стремилась, всё произошло как‑то спонтанно.
В работе я так до сих пор и не разграничилась. Сейчас на ставке психолога во Дворце детского творчества и занимаюсь его пиаром: продвижением в соцсетях, СМИ. У меня много творческих тренингов с детьми, и мне это нравится. Хочется получить ещё одно высшее образование, но здесь уже стоит финансовый вопрос. Я до сих пор стараюсь учиться, проходить различные курсы по повышению квалификации.
Плюсов в том, что у меня несколько образований, и в основном классических, масса: я могу работать и со взрослыми, и с детьми, могу поддержать разные темы, а ещё меня поздравляют с разными праздниками: Днём учителя, журналиста и психолога.
Но гнаться за корочками не нужно. И какого они цвета, абсолютно неважно. Важна широта кругозора человека, может ли он переключиться, перестроиться в своей работе и владеет ли он нужными навыками».
Михаил Шейченко, 32 года:
«Получать среднее профессиональное образование я начал в старших классах школы: параллельно обучался в экономическом колледже по направлению «бухгалтерский учёт и аудит». В 2003-м поступил в вуз, отучился по строительной специальности, поступил в аспирантуру туда же. Защитил диссертацию в 2011 году. Ещё у меня есть диплом профессиональной переподготовки по специальности «менеджер в образовании» – получил его в прошлом году.
Зачем нужно получать несколько образований? Когда я учился на третьем курсе, была тенденция у студентов – получать второе высшее, пока ещё учишься на первом. И как‑то с одногруппниками мы решили получить второе высшее экономическое. Я подал документы, меня зачислили, но в августе решил, что мне это не нужно. Зачем столько дипломов, если чётко не понимаешь, пригодятся ли они вообще? Получать корочку ради корочки нет никакого смысла. Это было моё мнение, и до сих пор я его не изменил.
Самые важные навыки, на мой взгляд, которые я получил в университете, – это искать информацию, уметь её анализировать и предоставлять в нужной форме. Считаю, у меня сугубо специфическое образование. Я столкнулся с тем, что зарплата моей специальности на рынке невысокая, и пошёл подработать в школу, когда ещё учился в аспирантуре. Школа меня затянула, мне здесь стало очень интересно. Начинал я со старшего вожатого в гимназии № 1 Белгорода, на большее и не претендовал. Но потом освободилось место замдиректора, и меня назначили на эту должность, там был уже совершенно другой объём работы, но со временем я и с ним справился. А в 2016 году мне предложили возглавить школу № 17, и я согласился.
Всеобщая мода на высшее образование губительна для нашего государства. Не должно быть высшего образования у всех поголовно, в этом нет необходимости. Когда всем подряд выдают дипломы, суть высшего образования обесценивается. Сейчас, конечно, ситуация исправляется: средние специальные учебные заведения перегружены, там теперь конкурс и туда не так легко попасть. И многие учащиеся там понимают, что им не нужна «вышка».
Повышать свою квалификацию считаю необходимым. Невозможно знать всё, но к этому нужно стремиться. Тем более когда ты работаешь в какой‑то определённой сфере, сталкиваешься с тем, что где‑то тебе чего‑то не хватает, что ещё нужно что‑то узнать. Для этого необязательно получать диплом, достаточно информации можно прочесть в Интернете, пройти семинары, вебинары, где можно всё это усвоить. А если ты постоянно учишься, но при этом не совершенствуешься как специалист, то, значит, в этой жизни ты что‑то делаешь не так».
Анастасия Титова, 23 года:
«Я окончила два бакалавриата: «международные отношения» и юридический факультет. На юрфак поступила после второго курса «международных отношений». Не помню, как я пришла к той мысли, что мне нужно второе образование. Наверное, это был какой‑то порыв успеть как можно больше за короткий промежуток времени.
На сессии мне казалось, что совмещать зачёты и экзамены очень сложно, сейчас я уже так не думаю. Юридическое образование я получала заочно, а потому мы встречались всего два-три раза в год: по две-три недели шли лекции и практики. И после каждой сессии обещала себе заранее всё делать, организовывать своё время так, чтобы даже не почувствовать напряжение во время сдачи зачётов и экзаменов. Но, конечно же, у меня ни разу это не вышло.
На «международные отношения» хотела поступить с 14 лет. Я грезила посольствами, путешествиями, знаниями иностранных языков. Потом довольно быстро поняла, что после вуза в посольство не попаду. Но, тем не менее, о выборе ни разу не пожалела. У меня были иностранные языки, стажировки, в том числе и за границей, постоянное общение с людьми других культур – это то, что дал мне университет.
Я всегда считала, что качество преподавания и система образования определяются тем, чтобы каждый студент был научен, даже если он сам этого не хочет. Но с возрастом я поняла, что если студент не прилагает усилий и по максимуму не впитывает информацию, которая ему даётся, то это не значит, что образование у нас некачественное. Как бы сейчас вокруг ни ругали наши вузы и не говорили, что диплом – это всего лишь бумажка, я считаю, что это не так.
Учёба в университете – это в какой‑то степени самообразование. И мы учимся сами находить информацию, обрабатывать и анализировать её. В вуз нужно идти с осознанием, что в первую очередь это нужно тебе и никому больше.
Когда я устраивалась на работу, никто не смотрел на мои оценки, на цвет диплома, важно было только его наличие.
Сейчас я администрирую продажу грузовой техники в Москве и ЦФО. В своей должности немного юрист, немного бухгалтер, делопроизводитель, переводчик, иногда даже инженер. В университете мне дали много знаний, которые я сейчас использую на практике».