Разные дети
Начальник управления образования Старооскольского округа Светлана Халеева рассказала, что за здоровьем каждого ребёнка в школах начали следить индивидуально. А директор старооскольской школы № 19 Елена Иванова сообщила, что уже три года у них для кадетов 5–11-х классов разрабатывают индивидуальные маршруты физического развития. Плюс во всех классах есть строевая подготовка, которая помогает для профилактики сколиоза.
Евгений Савченко поинтересовался, как гаджеты влияют на состояние здоровья школьников.
«Отрицательно, – однозначно ответила Елена Ивановна. – Мы в нашей школе избрали собственный путь. С родителями приняли решение: с 1 сентября ребёнок приходит в школу без смартфона, а с обычным телефоном для связи. Такое решение приняли во всех классах нашей школы».
— То есть родители должны теперь отдельно ещё покупать телефон?
— Если нашлось 15 тысяч на смартфон… Такой телефон стоит 500 рублей, – парировала директор.
— А необходимость какая вообще постоянно быть с телефоном на уроке? – снова спросил губернатор.
— Евгений Степанович, разные дети. Есть те, которые болеют, принимают препараты, лекарства. Поэтому с ними связываются родители в течение учебного дня.
— Ну это, скорее, исключения.
Директор школы рассказала, что в этом учебном году попробовали вариант, когда дети сдают смартфоны в начале уроков и забирают в конце учебного дня. По её словам, это стало дополнительной нагрузкой на классных руководителей, хотя родители были очень благодарны.
Смартфон – в ячейку
Руководитель администрации губернатора Владимир Жданов курирует создание новой школы в селе Погореловка Корочанского района. Он представил своё видение ситуации:
«Мы предполагаем, что у ребёнка в школе будет определённая карта, на которой будут выполнены все IT-решения. Школьник будет приходить и уходить из школы по карте. Она позволит ему открыть свой ящичек для телефона. Только он может открыть этот ящик, положить туда мобильный телефон. Там будет зарядка. Эти ящики будут находиться в зоне свободного Wi-Fi. Школу планируем поделить на специальные зоны: для умственной (там можно играть в шахматы, шашки) и физической нагрузки. То есть ребёнок будет сам выбирать, чем ему заняться на перемене».
Евгений Савченко сравнил гаджеты с одеждой:
«Пришёл, пальто снимаешь, вешаешь. Так же и смартфон – в соответствующую ячейку. У нас есть общее понимание, что смартфон отрицательно влияет и на процесс обучения, и на состояние здоровья. Дети во время урока ухитряются находиться в социальных сетях. Почему мы возмущаемся, советуемся, а не принимаем правильное решение?»
По мнению Жданова, нет необходимости полностью лишать ребёнка смартфона в школе, пользоваться гаджетами можно на переменах или в свободное время.
Елена Иванова не согласилась с его мнением. Она считает, что на перемене ребёнок должен двигаться, а большинство детей сидят и играют в смартфонах.
«Ребёнок сегодняшний и тот, который был десять лет назад, – это разные дети. Есть уроки физкультуры, а от гаджетов полностью избавить детей не получится», – констатировал Владимир Жданов.
«Правильно вписать в учебный процесс»
«Какой ресурс мы должны использовать, чтобы решить эту очевидную проблему?» – спросил губернатор.
Инна Тяпугина, директор школы «Алгоритм успеха» в микрорайоне Улитка, рассказала, что у них все родители учеников поддержали идею отказа от гаджетов на время уроков:
«В школе 444 ребёнка. Все родители абсолютно согласны, и вопросов не возникало. Они дали письменное согласие: смартфон является личной собственностью, поэтому нужно согласие родителей, как законных представителей. Форма [заявления] свободная».
Евгений Савченко попросил департамент образования области и администрацию губернатора взять под контроль решение этой задачи.
«Принимаем волевое решение. С 1 сентября во всех школах области должны быть оборудованы места для временного хранения смартфонов. Чтобы дети сдавали, забирали обратно и общались с родителями. Мало кто с родителями общается. Мы знаем, с кем они (ученики) общаются и в каких целях смартфон используют. Подменять смартфоны простыми телефонами тоже не совсем правильно», – заявил глава региона.
Он также попросил провести работу с родителями, чтобы они дали письменное согласие:
«Чтобы с 1 сентября эта проблема у нас была решена без всяких революций и потрясений. Мы слишком далеко уже и так зашли. В Германии никаких проблем. В Финляндии сплошная цифровизация, и они по планшетам ведут занятия. Но дети не подменяют гаджетами учебный процесс. Нигде нет такого в мире. А у нас эта зараза проникла, и мы к этому спокойно относимся».
При этом Владимир Жданов выступил за то, чтобы родители не отправляли детей в школу без смартфонов:
«Если взять данную школу (в Улитке – прим. ред.), здесь 400 человек. 90 % – жители микрорайона. Дети не переходят интенсивные дороги, не идут по каким‑то дворам или закоулкам в школу, как, к примеру, в центре Белгорода. Давайте говорить открыто: вы же тоже родители, никто из вас не отпустит в школу ребёнка без телефона. Вы же по нему отслеживаете путь ребёнка, куда он пошёл после школы. Любой телефон нужно правильно вписать в учебный процесс. И все проблемы будут решены».