Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 августа 2017, 17:13
 4784

Груз знаний. Почему у младшеклассников такие тяжёлые ранцы?

«БелПресса» выяснила, как выбрать правильный портфель для ученика начальных классов

Груз знаний. Почему у младшеклассников такие тяжёлые ранцы? Фото Вадима Заблоцкого
  •  
  • Статья

Врач, учитель и продавец объяснили, какой у ранца должен быть размер, вес и другие параметры.

Купите другой

Сын в этом году идёт в первый класс. Ранец у него уже есть. Сколько он стоил, я не знаю: нам его подарили. Он чёрного цвета с картинкой гоночного авто. Ребёнку очень нравится.

Но выбирать главный атрибут школьной жизни нужно тщательно.

В Центре гигиены и эпидемиологии в Белгородской области специалист отделения по гигиене детей и подростков Андрей Товстый рассказал, какой ранец можно считать правильным. И наш, увы, в эту категорию не попал.

«Это плохой рюкзак, – заключил врач, покрутив его в руках. – Есть технический регламент для детских изделий, санитарные правила. А тут никакой ссылки на их соблюдение – нет маркировки EAC (от англ. Eurasian Conformity – знак соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза ЕврАзЭс – прим. авт.)».

Из плюсов Андрей Игоревич отметил только сравнительно лёгкий вес и наличие светоотражающих элементов на корпусе ранца. А все остальные характеристики поставил под сомнение:

«Спинка хоть и твёрдая, но очень слабая. Скорее всего, просто картон. А должна быть жёстче, из полимера, чтобы при нагрузке не менялся изгиб позвоночника ребёнка в поясничном отделе».

 

Андрей Товстый.
Андрей Товстый.
Фото Вадима Заблоцкого

Ткань верха с виду водоотталкивающая, но её качество тоже вызвало у специалиста вопросы. Как и внутреннее устройство ранца:

«Этот показатель у нас не нормируется, но всё же рекомендуется, чтобы внутри было два отделения».

По словам Андрея Игоревича, правильный рюкзак должен быть лёгким и прочным, с формоустойчивой спинкой, из ткани, имеющей водоотталкивающие свойства. Совокупность этих качеств, по его опыту, потянет не меньше чем на 4 тыс. рублей.

«Я бы рекомендовал вам купить другой рюкзак», – тактично заметил врач.

Выбираем, примеряем

«Некоторые родители покупают для младшеклассников мягкие ранцы, но это неправильно. Спина у ребёнка в этом возрасте ещё не привыкла к нагрузкам, легко может развиться сколиоз», – предостерегла старший продавец канцелярского магазина «ОПТимист» Яна Ежова.

По её словам, для первоклассника лучше выбрать эргономичный ранец, который равномерно распределяет вес. Для худеньких детей удобнее рюкзак-майка, у которого по форме верх уже низа. И хорошо, если в рюкзаке будет два отдела: для книг и тетрадей.

 

Яна Ежова показывает комплект рюкзак – пенал – сумка для сменки.
Яна Ежова показывает комплект рюкзак – пенал – сумка для сменки.
Фото Вадима Заблоцкого

Есть ранцы, у которых лямки регулируются не только снизу, но и сверху: такие можно идеально подогнать под любое телосложение. У некоторых рюкзаков есть специальные петельки на задней стенке, позволяющие затянуть лямки по росту ребёнка. Этот параметр особенно важен для быстро растущих или, наоборот, слишком мелких школьников.

По наблюдениям продавца, белгородские родители чаще интересуются анатомической спинкой и выбирают такой фасон ранца, чтобы ребёнку было удобно его открывать. Смотрят, чтобы были надёжные замочки, кармашки для мелких принадлежностей и бутылки с водой. Ещё обращают внимание на цвет ранца: чтобы не был марким и легко чистился. Чаще берут экономически выгодные комплекты три в одном: рюкзак – пенал – сумка для сменки.

«Выбирать ранец желательно вместе с ребёнком. Прийти в магазин, примерить: чтобы хорошо сидел, чтобы с ним было удобно. К тому же ребёнок сам сможет выбрать рюкзак с понравившейся картинкой. С таким ранцем в школу он пойдёт с большей охотой», – посоветовала Яна Александровна.

Нездоровая экономия

Правильный ранец для младшеклассника – это принципиальный момент, убеждена педиатр и спортивный врач областного центра медицинской профилактики Ольга Ильядис.

«В начальной школе примерно треть детей с нарушением осанки. Чтобы предупредить искривление позвоночника, надо не только следить, чтобы ребёнок не сутулился при ходьбе и прямо сидел за учебным столом, но и обеспечить его жёстким матрасом для сна и правильным ранцем с ортопедической спинкой. Упругая прокладка в задней стенке ранца предотвращает его деформацию и защищает пояснично-крестцовый отдел позвоночника», – пояснила Ольга Валерьевна.

 

Как выбрать школьный ранец.
Как выбрать школьный ранец.
Инфографика Любови Турбиной

Также нужно следить за посадкой рюкзака на спине ребёнка: верхний край ранца должен быть на уровне плеч, нижний – на уровне таза. Дно тоже должно быть жёстким, чтобы не провисало под весом книг, лямки – широкими, 4–6 см, и с мягкими амортизирующими прокладками, которые не натрут плечи. А ещё важно, чтобы на ранце были светоотражающие элементы.

«Вес ранца вместе с содержимым не должен превышать 10–12 % от веса ребёнка», – подчеркнула Ольга Валерьевна.

Тяжёлая ноша

По СанПиНу вес пустого ранца – не более 700 г, а ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей – не более 2 кг.

«Нормы по весу далеки от реальности», – отметила учитель начальных классов школы № 47 Ирина Кречнева.

Некоторые учебники могут весить больше нормативных 300 г. В итоге даже ежедневный комплект: два-три учебника, пара рабочих тетрадей, тонкие тетради и прописи, пенал и сменка – тянут на 2,5–3 кг. Плюс один-два раза в неделю школьнику надо добавить к этому набору форму для физкультуры, материалы для технологии, музыки и рисования. А ведь дети умудряются затолкать в рюкзак ещё пару-тройку игрушек.

Ещё по СанПиНу младшим школьникам рекомендуется иметь два комплекта учебников: один для использования в школе, второй – для подготовки домашних заданий.

«Учебники бесплатно выдаются в школе. Закупать по два комплекта на каждого ученика не будут. И даже если родители решаться приобрести второй комплект за свой счёт, где их хранить в классе, эти 25–30 комплектов учебников?» – отметила Ирина Львовна.

 

Фото Вадима Заблоцкого

Носить половину учебников, договорившись с соседом по парте, по словам учителя, тоже не вариант:

«Это неудобно: один ребёнок быстрее работает, ему уже надо перевернуть страницу, другому нет. Естественно, для каких‑то заданий требуется работа в парах и группах – дети учатся общаться, делиться. Но учебники, я считаю, у каждого должны быть свои».

Кардинально решить проблему, пока школа не перешла с бумажных на электронные учебники, нельзя. Ранец можно лишь незначительно разгрузить, отказавшись от тяжёлых пеналов и уговорив ребёнка не тащить в школу все любимые игрушки сразу.

«Первоклассникам часто родители ранцы доносят. И бабушки после школы встречают, жалеют. Но я считаю, что свой ранец ребёнок должен нести сам. Тем более если он ортопедический, это даже полезно: ребёнок хоть спину распрямит после нескольких часов занятий за партой», – заключила учитель.

Тамара Акиньшина

О том, каким должно быть рабочее место школьника, читайте в материале Нелли Калиевой.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×