Зачем нужна безналичная оплата?
«Современная школа давно перестала быть местом, где дети только получают образование. Это и территория питания, и территория сохранения здоровья. Традиционно горячее питание в Белгороде получают не менее 90 % детей, и мы стараемся вовлекать всё больше и больше. Вопрос оплаты всегда оставался достаточно проблемным. Дети могут донести деньги до школы, а могут и заскочить в какой‑то киоск, купить что‑то вредное. Поэтому в этом году мы решили попробовать ввести безналичную оплату питания», – объяснила руководитель городского управления образования Ирина Гричаникова.
Как платить?
У мам и пап есть возможность выбрать, каким образом оплачивать питание: через личный кабинет в «Виртуальной школе», банк или электронный кошелёк. Комбинат питания готов принимать и наличность, но только от самих родителей – по квитанции и в своей кассе.
Деньги отправляются на лицевой счёт ученика, откуда будут уходить на оплату еды.
«За обеды я плачу порядка 350–400 рублей в неделю. Платить можно когда угодно, смотря по своему финансовому состоянию, – говорит мама четвероклассницы Инна Кириченко. – Я зарегистрирована в «Виртуальной школе», где смотрю оценки дочери. Теперь я вижу и баланс её школьного питания, остаток денег и могу пополнить его в любой момент. Удобно, что можно заплатить в Интернете или распечатать квитанцию из «Виртуальной школы» и оплатить в любом отделении банка или терминале».
Все квитанции снабжены QR-кодом, что упрощает оплату в терминале.
А если ребёнок не придёт в школу, деньги за день сгорят?
Нет, они сохранятся на его лицевом счёте. При желании деньги можно перенести на следующий месяц или оформить возврат.
Кстати, если в программе произойдёт сбой, ребёнок голодным всё равно не останется. Родитель заключает трёхсторонний договор с комбинатом и школой, в котором предусмотрена задержка по оплате на три дня. Так что можно как заплатить заранее, так и немного задержать плату.
Как используется личный счёт ученика?
Когда дети приходят в столовую, там уже накрыт стол: классный руководитель заранее сообщает, сколько детей будут есть, а завпроизводством организовывает процесс.
«Раньше родители отдавали деньги детям. Ученики еженедельно нам эти деньги давали. Мы отмечали всё в тетрадках, носили конвертики в столовую. При этом мы несли ответственность за достаточно крупные суммы», – рассказывает учитель младших классов школы № 50 Милица Лукьянцева.
С переходом на безналичный расчёт учитель перестал быть посредником между родителями и комбинатом.
В систему «Виртуальная школа» добавили сервис, который позволяет классным руководителям составлять заявку на обед. В шаблоне учитель отмечает детей, которые получают льготное питание – из многодетных и малообеспеченных семей. Затем отмечает учеников, которые получают молочный завтрак (бесплатное питание в рамках областной программы) и горячий обед. Информация поступает в столовую, где готовят к подаче нужное количество порций.
Какие могут быть проблемы?
В первую неделю эксперимента шла отладка поступления денег на счёт. Ни разу не случалось такого, чтобы деньги не пришли. Были вопросы только с идентификацией этих денег, когда родители не совсем правильно заполняли квитанцию: например, забывали указывать фамилию ребёнка или класс. Но за неделю мамы и папы привыкли и ошибок больше не допускали.
«Мы отработали апрель и май. Некоторые родители даже перечислили средств больше, чем нужно, но они останутся на личном счёте каждого ребёнка. Их можно будет использовать с 1 сентября. В основном все родители справились хорошо», – рассказала заведующая производством столовой школы № 50 Ирина Гришанова.
По её словам, работать тоже стало намного легче, так как больше не надо сталкиваться с наличными. Перечисления родителей направляются сразу в централизованную бухгалтерию комбината школьного питания. Там нужно будет не просто видеть в программе каждую школу, но и завести для каждого ребёнка личный счёт. Когда же программа полностью заработает, будет намного легче.