Преодолевать трудности
— Сейчас родители порой чрезмерно увлекаются ранним развитием, и в результате дети уже к первому классу устают, – рассуждает доцент кафедры психологии и дефектологии БелИРО, кандидат психологических наук Галина Репринцева. – Для того чтобы стимулировать естественный познавательный интерес, необязательно водить ребёнка в десять развивашек. Достаточно не отмахиваться от вопросов малыша, читать ему книжки, больше играть, гулять и учить наблюдать, заниматься совместным творчеством – рисовать, лепить…
— Что является основным мотивом к обучению у детей на начальном этапе?
— Главное условие – вера родителей в ребёнка, терпение и неторопливость в ожидании результатов. Поверьте, дети очень хорошо чувствуют настрой родителей. А задача школы – организовать образовательный процесс так, чтобы каждый ученик мог реализовать себя не только в учёбе, но и во внеурочной деятельности – спорте, творчестве. Не должен ребёнок на внеурочке сидеть в классе, изучая «Весёлую математику»! На практике же зачастую внеурочная работа копирует урочную. И после школы продолжается та же учебная деятельность в виде домашних заданий. Чрезмерная нагрузка и трудности усвоения материала – основные причины потери интереса к учёбе.
— Но ведь учёба – это действительно труд, к которому нужно приучать…
— Мотивация может быть внешней, то есть основанной на чувстве долга, и внутренней, в основе которой лежит интерес. Безусловно, ещё с дошкольного возраста нужно учить малыша преодолевать трудности, делать не только то, что хочется, но и то, что надо, – это основа подготовки к школе. Учите не сдаваться после первых неудач – этот навык очень пригодится ему в жизни. Не выполняйте за ребёнка ту работу, с которой он может справиться сам. Но успешность обучения в большей степени зависит от внутренней мотивации. Поэтому важно именно заинтересовать.
— Это задача учителя?
— Роль педагога здесь действительно ключевая. В классе, где учитель сумел найти подход к каждому ученику, знает сильные и слабые стороны детей, неразрешимых вопросов с мотивацией, как правило, не возникает. Но учителя сейчас поставлены в такие условия, что времени на работу с детьми остаётся очень мало: в школах постоянно проводятся всевозможные проверки, и документооборот, несмотря на все усилия, не особо уменьшается. К тому же значительная часть зарплаты педагога, так называемая стимулирка, зависит от каких‑то второстепенных факторов, например от количества учеников, участвующих во всевозможных олимпиадах. В таких случаях этим детям может уделяться больше внимания в ущерб остальным.
Отметка и оценка
— Участие в конкурсах, олимпиадах – это показатель высокой мотивации и успешности ученика?
— Не всегда. Неверно судить об одарённости ребёнка лишь по участию в олимпиадах и конкурсах или по отметкам в дневнике. Одарённость проявляется не только в академических достижениях, но и в общении, творчестве, спорте… Для хорошего педагога каждый ребёнок одарённый (или потенциально одарённый), перспективный. Поэтому, повторю, очень важно на всех этапах обучения создать развивающие условия, чтобы каждый ученик мог себя проявить в чём‑то. Тогда и в школу дети будут идти с удовольствием – за новыми знаниями, за общением со сверстниками и педагогами, за новыми возможностями.
— В подростковом возрасте, бывает, даже отличники теряют интерес к учёбе и скатываются на тройки…
— В этом возрасте дети становятся более автономными, но вера родителей и их поддержка по‑прежнему важна для них. Обговаривайте с подростком степень его свободы – что он может делать сам, а в чём нужна ваша помощь. Родителям важно научить его видеть своё взросление, ориентировать на сравнение с самим собой. Так формируется ответственность за своё будущее. Для мотивации подростку важно понимать, зачем он учится, как знания пригодятся ему в дальнейшем. Кроме этого, у него, как правило, появляются увлечения, которые так или иначе связаны с отдельными школьными предметами. Подростку важно понимать, в чём он успешен, как он выглядит в глазах сверстников. Но адекватная оценка со стороны учителя и родителей тоже имеет большое значение.
— Оценка не равна отметке в дневнике?
— Отметка – это показатель качества выполнения конкретного задания. Неудовлетворительная отметка должна служить поводом для анализа и дополнительной работы. Оценка – более широкое и комплексное понятие, характеризующее знания и умения ребёнка, его потенциал.
Страсти вокруг ЕГЭ
— В выпускном классе с мотивацией проще – её формирует ЕГЭ?
— В старшей школе учащиеся уже способны делать осознанный выбор, что для них важно, а что нет, в зависимости от будущей профессии. Однако и здесь не всё просто. По данным социологических исследований, многие старшеклассники принимают решение поступать только в вуз, но выбирают специальность, которую родители потянут. Это одна из причин, кстати, перекоса в сторону высшего образования. С другой стороны ориентация на единый госэкзамен приводит к тому, что дети забрасывают остальные предметы. Вообще, вокруг ЕГЭ не утихают споры с момента его введения. Я считаю, что старшеклассникам нужно давать право выбора – сдавать традиционные экзамены или ЕГЭ.
Выбор будущей профессии в зависимости от собственных предпочтений и наклонностей – основа мотивации в этом возрасте. Надо делать акцент на взрослости и собственной ответственности старшеклассников. В то же время школе и родителям не стоит столь завышать значимость экзаменов, чтобы мотивация была на оптимальном уровне и не создавала помех для эффективной деятельности школьников.
— Что, кроме школьных перегрузок, негативно влияет на формирование мотивации у детей?
— Типичные ошибки воспитания – завышенные требования родителей, гиперопека, стремление быть лучшим во что бы то ни стало, высмеивание, навешивание ярлыков после первых неудач: «бестолочь», «неуч», «ничего путного из тебя не выйдет». Или другая крайность – безнадзорность, физические наказания за неуспеваемость. Неправильный распорядок дня тоже может повлиять на мотивацию. Если у ребёнка не складываются отношения с одноклассниками или учителями, разумеется, желания ходить в школу у него не будет.
Мнение педагога
Лилия Каширина, директор начальной школы – детского сада № 44 Белгорода, член Общественной палаты области:
«Проблема низкой мотивации, к сожалению, знакома и учителям, и родителям. Приходится иногда констатировать: «Способности у ребёнка есть, но нет желания заниматься».
Причина может быть в неправильном поведении родителей. Материальное поощрение за оценки, а также жёсткие наказания, принижающая критика, равно как неоправданное завышение или занижение оценки действий ребёнка – всё это не лучший способ мотивировать на учёбу. Учитель, не осознавая того, тоже порой делает упор на отрицательную мотивацию, и тогда учеником движет лишь одно желание: избежать критики и плохих оценок. Особенно осторожно в начальной школе нужно использовать в текущем учёте неудовлетворительные отметки.
Школьники младшего возраста любят играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Воспитанию положительной мотивации способствует атмосфера в школе и классе: включённость в разные виды деятельности, творческая работа детей, сотрудничество учителя и ученика, помощь учителя в виде советов, а не указаний. В этом случае обучение вызывает положительные эмоции у школьников. Им легко и приятно учиться, а усложнённая задача не вызывает паники и негатива.
Не могу не отметить пользу занимательных примеров, заданий, опытов, необычной формы преподавания, которая вызывает удивление у детей, а также роль эмоциональной и яркой речи учителя. Чем младше школьники, тем чаще учебный материал должен подаваться в образной форме. Важно, чтобы на каждом уроке у ребёнка формировалась вера в свои силы, чтобы ему было интересно, чтобы его глаза горели. Для этого необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех и продвижение вперёд».