Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 октября 2016, 15:39
 Александр Пчелинов-Образумов, Алексей Стопичев 3722

От батальонной школы до лицея

Как в Белгородской области развивалось образование в лицеях и гимназиях

 От батальонной школы до лицея Фото Вадима Заблоцкого
  • Александр Пчелинов-Образумов, Алексей Стопичев
  • Статья

19 октября в России отмечают День лицеиста. Именно в этот день был открыт Царскосельский лицей, воспитавший Пушкина, Дельвига, Горчакова, Кюхельбекера, Анненского. Его выпускники прославляли Россию на поэтическом, живописном, дипломатическом, научном и даже военном поприще. В царской России лицеи были не просто элитными учебными заведениями, а штучным товаром – с 1811 по 1917 год в Российской империи работало всего семь лицеев. Из них до Октябрьской революции дожили всего три.

На территории Белгородской области до 1917 года не было ни одного лицея. Только в 2002 году открыли сразу три – в Белгороде, Губкине и Старом Осколе. Сейчас в регионе шесть лицеев.

Что есть лицей

С момента основания Белгородской засечной черты образование было не самым сильным в городах-крепостях, где создавали батальонные и церковно-приходские школы. В батальонных изучали чтение, арифметику, письмо и историю. В церковно-приходских школах к этому перечню добавляли Закон Божий и церковное пение. В XIX веке строили училища и семинарии. Венцом белгородского образования в царской России стали мужские и женские гимназии.

Системы обучения в гимназиях и лицеях отличались друг от друга. В гимназиях обучение было для всех одинаковым. Учиться в них могли дети из разных сословий. Гимназии, если перевести на современный язык, давали хорошее среднее образование. Лицеи были специализированными учебными заведениями. Так, к примеру, Царскосельский предназначался для воспитания просвещённых чиновников высших рангов. Кроме того, лицеи были элитными образовательными учреждениями и учиться в них могли преимущественно дети дворян. Поэтому в уездном Белгороде лицеям просто не было места. Однако даже гимназии сыграли огромную роль в образовательной системе нашего региона.

Фото Вадима Заблоцкого

Классическая гимназия

Одним из ярких примеров образовательных учреждений тех лет служит Белгородская мужская классическая гимназия. Её учредили по инициативе белгородского земства и местного общества. 16 июля 1874 года попечитель Харьковского учебного округа, тайный советник Воскресенский дал разрешение на приобретение печати гимназии, а 26 августа 1874 года заведение открыли. Для него земская и городская управы арендовали дом купца Селиванова за 1 000 рублей в год. Сегодня в этом здании располагается Литературный музей.

К 1879 году город и земство построили для гимназии специальное здание на Базарной площади, напротив Преображенского собора (здание социально-теологического факультета БелГУ). В том же году четырёхклассную гимназию преобразовали в восьмиклассную.

Гимназический «Зевс»

Из 123 учеников, согласно отчёту о состоянии Белгородской Его Королевского Высочества герцога Эдинбургского гимназии, в ней обучали 55 детей дворян и чиновников, 43 – купцов и мещан, 15 – духовенства, 9 – крестьян и 1 иностранца. Обучение было платным: в подготовительном классе – 14 рублей в год, в других классах – 21 рубль.

Педагогический коллектив состоял из девяти преподавателей, включая директора. Первым директором гимназии был выпускник историко-филологического факультета Харьковского университета Николай Филиппович Одарченко, преподававший латинский и древнегреческий языки. Он пользовался непререкаемым авторитетом среди коллег и учеников. Учителя прозвали его Нестором педагогов, между собой гимназисты называли Одарченко Зевсом или Юпитером.

Фото Вадима Заблоцкого

Аттестат зрелости

Занятия проводили шесть дней в неделю с девяти утра до полтретьего дня – по четыре-пять уроков по 55 минут. В конце учебного года учащихся ждали испытания, по итогам которых переводили в следующий класс. Вопросы и полученные отметки фиксировали в журналах педагогического совета. К уровню образования предъявляли высокие требования. Экзаменационные ведомости свидетельствуют о том, что отличные оценки были редкостью. В конце 8-го класса гимназисты сдавали выпускные экзамены и получали аттестат зрелости.

От выговора до карцера

В качестве наказаний за нарушение дисциплины ученикам грозили выговоры перед классом, оповещение родителей с приложением рекомендаций. Провинившихся могли оставить после уроков под присмотром дежурного преподавателя с устными и письменными заданиями. За особо тяжкие проступки (драки, оскорбление преподавателей и т. п.) учащихся могли поместить под арест – в карцер на срок от одного до нескольких часов (но не более суток).

Гимназисты из Белгорода жили дома, иногородние – на частных квартирах или у родственников. Уходя на каникулы, ученики получали отпускной билет, который обязаны были предъявить по требованию представителей властей и своевременно возвратить его в гимназию по окончании отпуска.

Фото Вадима Заблоцкого

Лицеистам стыдно плохо учиться

Сейчас в Белгородской области шесть лицеев. Все они, по сути, повторяют главные задачи лицеев царской России. Это специализированные учебные заведения со своими уставами и индивидуальным подходом к каждому ученику. Чтобы посмотреть, чем они отличаются от общеобразовательных школ, «БелПресса» посетила лицей № 10 Белгорода.

Принцип лицеев остался тот же. Во‑первых, углублённая специализация. В десятом лицее акцент делают на естественных науках: физике, химии, математике. Лицеисты сами выбирают нужные для себя профили.

Ещё один немаловажный фактор, который пришёл ещё из царской России, – элитарность. Дети и преподаватели гордятся своим учебным заведением. Учащиеся с гордостью называют себя лицеистами. Даже разработан своеобразный кодекс, в котором прописано, каким должен быть выпускник лицея.

«Лицеист отличается от обычного школьника ответственностью. Мы должны соблюдать правила. Я горжусь тем, что лицеистка», – говорит Ксения, ученица 11 «А» класса.

«Лицеистам стыдно плохо учиться, – вторит её одноклассник Владимир. – У нас очень сильные программы и сильные педагоги».

Директор лицея Лариса Стебловская вместе с преподавателями долго рассказывает о своём учебном заведении. Она современный Зевс лицея с непререкаемым авторитетом как среди коллег, так и среди учеников. Профильность, ориентация на практические навыки и дополнительное образование дают лицеистам базу, чтобы развивать творческий потенциал. За последние годы сотни учеников и их преподаватели становились победителями различных конкурсов и олимпиад.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×