За два века существования школьной формы её дизайн для мальчиков менялся много раз, а вот девочки до сих пор верны одеждам 1896 года.
Определённый вид
«История школьной формы начинается с 1834 года. Именно в этом году был принят документ, в котором предусматривалось наличие определённого вида одежды, на который должны были перейти все государственные учреждения, в том числе и гимназии», — говорит экскурсовод Ирина Демченко.
Форма гимназиста в то время была настоящим предметом гордости, мальчики ходили в ней и в пир и в мир. Красивая, очень похожая на военную, форма выделяла их среди сверстников, чьим родителям не по карману оплатить обучение детей. Юноши носили шинели, фуражки, гимнастёрки.
Мальчишки во все времена были мальчишками, поэтому особым писком моды было придать своей военизированной форме немного небрежности: сломать или помять козырёк фуражки и по возможности выломать оттуда номер гимназии, в которой учится. Номер скрывали, чтобы не опорочить честь учебного заведения непристойным поведением — вдруг захочется погонять голубей или сделать какую-нибудь пакость?
«Школьная форма различалась по сезонам. В зимнее время мальчики носили шинели, а в летнее — гимнастёрки. Обязательным атрибутом были фуражка и ремень», — поясняет Ирина Демченко.
Зимой фуражку дополняли наушники из фетровой ткани чёрного цвета, а летом на её тулью надевали светлый чехол из коломенки. Это специальная льняная плотная ткань. Ткань эта была достаточно дорогой, и использовали её для пошива формы морских офицеров, а также дорогих гражданских одежд. К слову, летом гимназисты носили именно коломянковые гимнастёрки, нередко с серебряными пуговицами.
Девичья коса
Гражданские мундиры в царской России должны были носить ученики — гимназисты и студенты. Носили форменную одежду и преподаватели.
«Все преподаватели-мужчины носили сюртуки, а женщины — специальные классные платья. Школьная гимназическая форма была немного военизирована и походила на костюм военного. Такая форма просуществовала фактически до 1917 года именно у мальчиков. Что касается формы девочек, то она появилась спустя почти 60 лет, — рассказывает Ирина Алексеевна. — Основное внимание уделялось образованию юношей, мальчиков, а уже потом образованию девочек. Женская форма представляла собой тёмные длинные платья. Рабочая одежда — чёрный фартук, праздничная — белый и белые воротнички. Практически мы сейчас повторяем ту форму, которая была раньше. Единственное, что сейчас изменилось, — это фасон и длина».
Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году. Платья для гимназисток, как правило, шили из плотной шерстяной ткани коричневого цвета — камлота. По праздникам девочки надевали белые фартуки и иногда шляпки.
Форма пансионерок — воспитанниц институтов благородных девиц была такой же строгой, как и у гимназисток, но различалась по цветам. Например, в Смольном институте чем старше была девочка, тем светлее было её платье. Ученицы начальных классов ходили в коричневых платьях, затем следовали синие, голубые, серые и в выпускном классе белые платья. Такой подход к одежде пансионерок символизировал превращение необразованной девочки, которая может испачкать одежду, в прекрасную, утончённую и грамотную девушку в белом.
К девичьей косе тоже предъявлялись строгие требования. Волосы гимназисток обязательно должны были быть аккуратно уложены в причёску или собранны в тугую косу.
Пережитки прошлого
«После революции, в 1918 году, вышел декрет об отмене школьной формы. Правительство это аргументировало тем, что нужно избавляться от пережитков прошлого, от царского режима. На самом же деле у молодого государства не было средств, чтобы обеспечить всех школьников формой», — поясняет Ирина Демченко.
В это же время вышел декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Всё население страны от 8 и до 50 отправилось обучаться грамоте. В период ликбеза школа стала самым популярным местом у горожан и селян. Сюда, что называется, выходили в свет: заводили знакомства, делились планами на будущее в новой стране, обсуждали новости.
Как результат, на смену утончённым гимназисткам и юношам в форме пришли неграмотные работяги, которые хотели не только получить образование, но и себя показать.
«В период ликбеза всё взрослое население обязано было учиться, в школу ходили как на праздник: одевались нарядно, платки были обязательным атрибутом, — говорит экскурсовод Ирина Демченко. — Такой период бесформия длился до 1949 года».
Доступна всем
В послевоенные годы вновь заговорили о форме. Было решено вернуть её. Новая форма фактически копировала ту, что 20 лет назад назвали пережитком прошлого. Форма имела тот же покрой, те же цвета и главные атрибуты. У мальчиков — фуражка и ремень с бляхой, у девочек — фартуки и воротнички.
«У мальчиков форма была военизированного варианта: гимнастёрка с воротничком-стоечкой, фуражка, ремень с бляхой, который отличал учеников от обычных детей. До революции форма была доступна только богатым людям, а после Великой Отечественной войны она стала доступна всем, и каждый ученик должен был её носить, — поясняет Ирина Демченко. — Следующая реформа школьной формы была проведена в 1962 году. Но форма девочек вновь практически не изменилась, а форма мальчиков стала более подходить к гражданскому стилю: гимнастёрку заменила рубаха».
Девочки обязательно носили косы с бантами. Им строго-настрого запрещалось носить модные стрижки и уж тем более красить волосы.
Синий костюм
В 1973 году школьную форму мальчиков вновь изменили, а девочек вновь оставили всё с теми же коричневыми платьями и фартуками.
У мальчишек появились синие полушерстяные костюмы с нашивкой, двумя карманами на груди и алюминиевыми пуговицами. Нашивка на плече представляла собой эмблему из пластика с открытым учебником и восходящим солнцем. Как не сложно догадаться — рисунок символизировал просвещение, свет знаний.
Поговаривают, что новая форма появилась в угоду моде того времени на джинсовые костюмы: уж больно синие брюки и куртки походили на столь заветные заморские одежды.
«В знаменитых шерстяных костюмах с нашивкой мальчики проходили до 1984-го, — констатирует Ирина Демченко. — Затем этот школьный мальчиковый костюм был заменён на обычный серый костюм, а форма девочек по-прежнему не изменилась. Единственное, что менялось в женской форме, это фасон в соответствии с модой, материалы, длина. Такая форма просуществовала до её ликвидации в 1992 году».
С 1 сентября 2013 года школьную форму официально вернули. Но выбирать её фасон, цвет предоставили образовательным учреждениям.
Снова в форму
Ученики Радьковской средней общеобразовательной школы Прохоровского района перед 1 сентября согласились примерить форменные одежды школьников разных лет. Ребята рассказали «БелПрессе» о том, каково носить современную форму и ту, что носили ученики при доме сельского священника, а также как чувствуешь себя в форме советских лет. Все ребята с хорошим настроением ждут 1 сентября и желают своим сверстникам удачного учебного года.
Елизавета Чеботарёва, 4-й класс:
«Я люблю ходить в школу. У нас есть форма, и она мне нравится. У нас простая форма: коричневое платье и повседневный чёрный фартук, белый — парадный. Это простая одежда, в ней не жарко, удобно бегать, она всем идёт. Я примерила одежду, в которой ходили крестьянские девочки, — она необыкновенная, сейчас такую нигде не встретишь, только здесь, в музее истории развития образования. Вообще, я думаю, что форма нужна, потому что можно сразу понять, что это школьники, а не просто дети».
Ксения Колий, 1-й класс:
«Я очень хочу пойти в 1-й класс. Мне интересно писать, в школе я научусь хорошо писать, а на переменке мы будем играть. Мне уже купили тетради, крёстный подарил фиолетовый портфель. Школьная форма досталась мне от старшей сестрички, она мне очень нравится, очень красивая».
Артём Демченко, 2-й класс:
«У нас, мальчиков, форма — это чёрные брюки, рубашка, жилет, пиджак, по праздникам галстук. Форма удобная, мне она нравится, она элегантная, в ней чувствуешь себя взрослее».
Дмитрий Лавринов, 3-й класс:
«Мой брат пойдёт в этом году в 1-й класс, я пойду уже в 3-й. В футболке и шортах нельзя ходить в школу, нужно прилично одеваться. Мне наша школьная форма нравится, она удобная. Первоклассников предупреждаю: в форме нужно ходить аккуратно, не пачкать, бережно к ней относиться, хотя это важно для любой одежды. А форму ещё важно не забывать надевать.
В старинной форме, точнее в одежде, которую носили крестьянские дети, очень странные ощущения: как будто ты очутился в другом времени. Её, кстати, быстрее надевать, и она удобнее, но, конечно, сейчас в такой не выйдёшь на улицу».
Михаил Лавринов, 1-й класс:
«Мы готовимся идти в 1-й класс. Мне очень интересно, чувствую себя взрослым. Школьная форма современная мне нравится: она удобная, я уже померил её. Одежда, в которой ходили ученики церковно-приходской школы, очень удобная: она без пуговиц, её легко надевать».
Анастасия Власенко, 3-й класс:
«Мне нравится наша школьная форма. На мне сейчас старинная форма, но она почти такая же, как и сейчас у нас в школе. Они отличаются фартуками и воротниками. Ребята должны ходить именно в форме, потому что идут в школу, по одинаковой одежде понятно, что мы ученики. Мне даже нравится то, что мы одеты одинаково».
Дмитрий Демченко, 5-й класс:
«Школьная форма у нас удобная и красивая. Я учусь в кадетском классе. У нас военизированная форма. Синяя — повседневная и белая, в которой я сейчас, — парадная. Кадетскую форму мы носим с 1-го класса, она отличает от той, что носят ребята из обычных классов. У нас есть береты, кубанки, штаны с лампасами. В форме чувствуешь ответственность, понимаешь, что должен быть примером».