«Сбоев ни разу не было». Как печатают «Белгородскую правду»
Типографскую кухню раскрывает Владимир Писахов
-
Статья
-
Статья
Накануне дня рождения газеты он отправился в типографию, чтобы увидеть, как печатается одна из старейших региональных газет, которой 24 июня исполняется 104 года.
На 104 балла
В среду утром в редакции, как обычно, небольшой переполох. Новый номер «БП», создававшийся коллективом в течение недели, написан, свёрстан, не единожды вычитан и проверен и почти готов к отправке в типографию. Последние штрихи, последние мазки, последние придирчивые замечания по поводу внешнего вида и содержимого могут длиться и звучать бесконечно, потому что любимая газета всегда должна выглядеть на 100 баллов, несмотря ни на что.
«На 104 балла, – поправляет меня заместитель главного редактора Сергей Ерёмин, много лет возглавлявший «белгородку». – В 2021 году нам исполняется 104 года. Давайте всё‑таки поменяем фотографию девушки на 32-й полосе: взгляд, по‑моему, не настолько выразительный, как на этом снимке».
Сравниваем два изображения и соглашаемся с Сергеем Николаевичем. Верстальщик удаляет прежнюю иллюстрацию и помещает другую, на которой глаза героини наполнены глубоким смыслом и светятся от счастья. Впрочем, неудивительно: юная художница только что завоевала Гран-при творческого конкурса, а наш фотокорреспондент Владимир Юрченко мастерски запечатлел настроение победительницы. Ну, всё, исправлений на сегодня хватит. Поехали.
Достоверно и без фальши
«Белгородская правда» за секунды преодолевает в Интернете путь до воронежской типографии, а мы садимся в автомобиль и едем в столицу Черноземья, чтобы встретить еженедельник в печатном цехе. Без нас процесс не начнётся, заверяет менеджер отдела маркетинга и продаж Елена Биндюкова, но всё равно немного торопимся и пытаемся представить себе, как 32 электронных файла ложатся на бумагу и превращаются в толстую тетрадку, сколько времени требуется на печать почти семитысячного тиража. В догадках теряемся вплоть до прибытия в Воронеж через три с лишним часа. Покажите, наконец, станок!
При виде металлического монстра, состоящего из нескольких частей и занимающего огромную площадь, назвать оборудование станком язык больше не поворачивается. Если когда‑нибудь издательский дом «Мир Белогорья» отважится снять продолжение «Восстания машин», то тратить время на поиски сценической площадки точно не будем. Заместителю исполнительного директора Эмме Тен вполне можно предложить главную роль: рассуждая о перспективах полиграфической отрасли в век стремительного развития Интернета, она отмечает, что газеты никогда не исчезнут с информационного рынка.
— Вашими устами да мёд пить! – радуюсь услышанному мнению. – Собственно, почему не исчезнут?
— В последние годы наблюдалась тенденция к снижению тиражей печатных изданий, заметен акцент на рекламную продукцию, однако газетам ещё жить и жить, – говорит Эмма Яковлевна. – Перед нами наглядный опыт Европы и США, где подобная кривая стабильно опускалась вниз, а позже опять поползла вверх. И наши клиенты, к слову, утверждают, что количество экземпляров постепенно увеличивалось до весны 2020 года – все карты спутала пандемия коронавируса. Что в Интернете и социальных сетях, в частности? Обрывочная, часто непроверенная или вырванная из контекста информация, нередко искажающая действительность в угоду одному человеку или сообществу людей. Так называемых фейков нам хватает, верно? Люди наелись Интернета. В газете же материалы структурированы, развёрнуты и продуманы от первого до последнего слова: именно они дают достоверную аналитическую оценку происходящим событиям. Грамотно и профессионально.
7 тысяч за 40 минут
Свежий номер «Белгородской правды» в электронном виде попадает сначала к старшему оператору Александру Курбатову, проверяющему выходные данные, включая номер заказа, дату выпуска и так далее. Затем запускает процесс, расставляющий страницы на макете, позже выводит их на алюминиевые пластины, медленно двигающиеся сквозь массивный лазерный принтер.
«Как пойдут пластины, снимайте без вспышки, иначе засветите форму, – предупреждает Александр нашего фотокорреспондента Вадима Заблоцкого. – Здесь аналогия с негативом, яркий свет уничтожает изображение. В первой секции пластина нагревается до 125 градусов, во второй остужается водой, в третьей находится проявитель, затем гуммирующая секция и секция сушки».
Всего 14 металлических форм оператор пропускает через принтер. С позволения Курбатова принимаю в руки знаменитого белгородского путешественника Александра Смагина с первой полосы, о котором написала Анна Емельянова, узбекскую «Звезду Востока» с 8-й и 9-й в исполнении Анны Золотарёвой, криминальную историю Алексея Стопичева «Охота на ведьм», опубликованную на 18-й. А вот и выразительный взгляд молодой художницы с 32-й полосы, хорошо заметный даже на металлической пластине. Формы выведены, что дальше?
«Края каждой пластины загибаются, под определённым углом в них пробиваются дыры, крепим на цилиндры и приступаем к печати, – вступает в разговор начальник цеха офсетной печати Супьян Байханов. – «Белгородская правда» печатается в два этапа по 16 полос. Около 40 минут – и ваш тираж полностью готов. Правда, есть нюансы. Сейчас увидите».
Валики за ролики
Прежде чем запустить машину на полную мощь, работники цеха настраивают процесс по многим производственным показателям, используя оборудование на минимальных оборотах. В это время они отлаживают цвет, расположение текста, границы полос и так далее. Особое внимание – лицам на газетных страницах. Примерно тысяча экземпляров в результате настройки беспощадно выбрасывается в большую корзину. Брак, одним словом.
Печатник плоской печати Максим Букреев, внимательно изучая под лупой труды белгородских журналистов, верстальщиков и корректоров, на моих глазах комкает один экземпляр за другим, исправляет неточности, берёт в руки следующий, и после пристального осмотра вновь выкидывает в мусороприёмник. Терпеливо ждём, пока Максим даёт коллегам отмашку: всё нормально, полный вперёд!
— Слышите, скорость пошла? – стараясь перекричать гул двигателей, произносит Байханов. – Воду включили, мыть начинает, вот накатные валики заработали, сейчас краску подадут. Машина способна выдавать 23–24 тысячи оборотов в час.
— Какие форс-мажоры могут случиться во время печати? – спрашиваю Супьяна, глядя на сумасшедшую скорость валиков.
— Бумага может порваться, форма – лопнуть, – отвечает начальник цеха. – Машина в таких случаях останавливается автоматически. Но у «Белгородской правды» сбоев ни разу не было, к счастью.
Полная версия
Трудно передать ощущения, когда берёшь в руки ароматный номер газеты, вышедший из‑под тяжёлой машины, заботливо сложенный руками сотрудниц участка экспедирования и печати. С Супьяном Байхановым с интересом рассматриваем отпечатанный экземпляр, который через полчаса аккуратно упакуют, завяжут, промаркируют, погрузят в автомобиль и отправят в Белгород подписчикам.
«Ваша газета, кстати, заметно отличается от тех, что мы печатаем в типографии, в частности – от воронежских изданий, – делает нам комплимент Эмма Тен. – «Белгородская правда» – не просто вещательный орган, повествующий о том, что сделала власть, какие мероприятия проведены и где открыты новые заводы. Вы рассказываете о людях для людей: вас волнует, чем живут рядовые белгородцы, что их тревожит и радует. Здесь и сканворды, и гороскопы, и рецепты – «Вкусные истории», кажется, – и полезные советы, и важная информация на каждый день. Если бы «БП» распространялась в Воронеже, я бы платила за такой контент. Кроме того, у вас отличная вёрстка – привет дизайнерам».
Помогаем начальнику участка экспедирования и печати Дмитрию Перикову и водителю Николаю Медведкину расставить в багажнике автомобиля промаркированные пачки и провожаем тираж домой. Жители области получат «Белгородскую правду», как обычно, в четверг – структурированную и развёрнутую, думающую и переживающую, искреннюю и достоверную. Спасибо за то, что читаете полную версию, спасибо за то, что доверяете, любите и помогаете делать «белгородку» интереснее, полезнее и ярче.
Владимир Писахов