«11 друзей» Андреаса. Немецкий футбольный журнал опровергает тезис о смерти печатных СМИ
Корреспондент «Спортивной смены» побывал на футбольном семинаре в Берлине
-
Статья
-
Статья
На семинаре «Футбол и культура футбольных болельщиков в открытом обществе» он узнал секрет успеха журнала 11 Freunde, название которого переводится с немецкого языка как «11 друзей».
Бабушкины деньги
Название произошло от фразы «Вы должны быть одиннадцатью друзьями на поле, если хотите добиться победы». Её приписывают футболисту и тренеру Зеппу Хербергеру, приведшему сборную Германии к победе на чемпионате мира 1954 года.
Журналу почти 20 лет. 12 из них редактором издания работает Андреас Бокк.
«Мы просто хотели создать альтернативу классической спортивной и футбольной журналистике как в Германии, так и в Европе. Представьте: большой матч – «Бавария» против дортмундской «Боруссии». Если повезёт, то журналист берёт интервью у какого‑то игрока. Все делают всегда одно и то же: таблицы, результаты, цифры. Мы же хотим рассказывать истории, делать большие репортажи, интересные фотографии. Мы стали относиться к футболу с некой долей иронии, не так серьёзно, как немцы всегда это делали», – объясняет Андреас.
Первые 200–300 экземпляров принесли на стадионы, но читатели не заинтересовались, журнал покупать не стали. Сложный период в жизни 11 Freunde продолжался четыре года. Прежний редактор еле сводил концы с концами: чтобы выпустить очередной номер, он нередко занимал деньги у своей бабушки. В штате были только фоторепортёр и практиканты, которые практически не получали ничего за свою работу.
Прорыв случился в 2010 году, когда «Друзей» взяло под опеку одно из крупнейших европейских издательств – «Грунер и Яр» в Гамбурге. С тех пор все показатели журнала растут. В издательстве постоянно работают несколько человек, а в берлинской редакции – ещё 30 сотрудников.
«Мы гордимся тем, что нам удалось создать мост между мейнстримом – профессиональным, коммерческим футболом, который интересует большинство людей, и низшими, региональными лигами, фан-культурой, вещами, о которых никто, нигде и никогда не прочитает», – признаётся редактор.
То, чего нет в Интернете
В одном из недавних номеров 11 Freunde написали о конфликте между фанатами и богатым инвестором берлинского клуба пятой немецкой лиги «Теннис-Боруссия». Инвестор пытается поднять клуб выше, он выступает за коммерческий футбол и хочет зарабатывать на этом деньги, именно поэтому он против политической рекламы на стадионе. Фанаты же, наоборот, хотят именно такую рекламу, хотят иметь право голоса и считают, что им этого права не дают.
«Подобная ситуация касается не только этого клуба. Это вообще срез проблем, конфликтов, которые сегодня актуальны для футбола в Германии», – объясняет Бокк.
Этот номер продавался хуже, чем с Месутом Озилом на обложке. Но журнал имеет большой авторитет и популярность у читателей, поэтому позволяет себе каждые два-три номера поставить на обложку то, что не очень известно в мейнстрим-футболе. Главную ставку в 11 Freunde делают на эксклюзивы, например, большие репортажи из‑за границы, которые нигде больше нельзя встретить.
«Индонезия, Тихуана в Мексике… Прелесть в том, что финансово мы имеем возможность отправить туда одного или нескольких фотографов, авторов и можем им хорошо заплатить. Есть проблема: люди всё меньше читают печатные издания. Мы не хотим отпускать нашего читателя в Интернет. Поэтому предлагаем ему то, что он не сможет найти в Сети. Нас мало интересует, кто кого купил, кто куда перешёл, кто сколько зарабатывает», – рассказывает редактор.
Несколько корреспондентов 11 Freunde работали и на чемпионате мира в России. Один освещал только игры немецкой сборной, другой ездил в провинциальные города, общался с фанатами, анализировал то, что происходит в футболе и вокруг футбола в нашей стране.
«Я этого не говорил!»
В жанре интервью журнал соблюдает классическое правило журналистики – согласовывает текст, если собеседник на этом настоял (хотя в Англии, например, это не принято). Из‑за этого корреспонденты нередко сталкиваются с проблемой: футболист или тренер даёт интервью, а пресс-центр или ответственный за работу со СМИ просто вычёркивает то, что ему кажется ненужным, или то, что не хотел бы видеть на страницах журнала. Порой из‑за такого подхода интервью не выходит.
«Была очень яркая история, когда вратарь очень критично высказывался о своём клубе, – вспоминает Андреас. – Мы уже во время интервью предупреждали, что если напишем всё, что он говорит, то он лишится работы. Он сказал: «Мне всё равно!» Когда мы начали согласовывать текст, он сказал: «Нет, нет, я этого не говорил!» Естественно, мы дали ему прослушать аудиозапись. Но он очень просил, чтобы интервью не публиковалось. В итоге мы поняли, почему так произошло: вратарь заканчивал карьеру, но в течение недели, пока готовилось интервью, получил предложение остаться работать в клубе».
11 Freunde выходит ежемесячно. Дважды в год журналисты готовят спецвыпуски, посвящённые, как правило, любительскому футболу. Например, один из таких номеров – об английских фанатах 1990-х. Раз в год редакция выпускает фотохронику.
Лучше продаются журналы, посвящённые мировым событиям, началу сезона. Перед стартом Бундеслиги объём журнала 11 Freunde вырастает на 40 страниц (обычно в журнале 118), а тираж – на 10 тыс. экземпляров при стандартном количестве 80 тыс. Продаётся он в Германии, Швейцарии и Австрии. Стоит один журнал 5 евро, а подписчики пользуются скидкой, платя в год не 60, а 50 евро.
«У нас есть сайт, на котором мы раз в неделю выкладываем подкасты, приглашаем интересных гостей: тренеров, футболистов. 20 минут интервью и 40 минут свободного разговора на разные футбольные темы. Это очень популярный формат в Германии», – говорит Бокк.
Он сетует на то, что мировые тенденции говорят о скорой смерти печатных изданий, но верит, что 11 Freunde останется на плаву:
«По‑прежнему хорошо себя чувствуют издания, которые пишут на специфические темы. К примеру, популярны журналы о рыбалке. Нашей главной задачей должны оставаться оригинальные, неординарные темы, которых нет у других, поиск чего‑то нового. Мы надеемся, что останемся особенными, а журнал будут с удовольствием покупать и завтра».
Сергей Белых