Председатель общества кулинаров Белогорья Михаил Егиазаров прибыл на место одним из первых – в три часа ночи! Ему доверили готовить поросёнка, который позже, источая неповторимый мясной аромат, встречал гостей у ворот парка.
«Поросёнок не менее 12 часов должен готовиться, поэтому спать было некогда, – рассказывает Михаил. – Я его разделывал, обмазывал сухим посолом, варил бульон для шприцевания. Плюс готовил специальный соус – мы им каждые полчаса тушку натираем».
«Такой оттуда запах идёт, что я долго говорить не буду!» – не скрывал гастрономических чувств начальник областного департамента экономразвития Олег Абрамов, призывая всех к палаткам конкурсантов.
Там параллельно шли сразу два барбекю-соревнования – между студентами профильных учебных заведений Белгородской области и профессионалами (шеф-поварами) из разных стран.
У участников ровно час на приготовление двух блюд: мяса с гарниром и десерта. Килограмм свиной шейки – главный ингредиент, он одинаков для всех. Гарнир можно предложить любой, но не более чем из трёх позиций (например, картофель – лук – морковь). Десерт тоже по выбору повара и тоже с ограничением – 75 % должно быть приготовлено на гриле. Конкурсанты подают пять порций: одна выставляется для публики, вторая – себе, а три остальные уходят судьям – гриль-боссам.
«Мы оцениваем блюда в соответствии с правилами Всемирной ассоциации барбекю, которые используются с 1996 года, – объясняет председатель жюри фестиваля, президент Российской ассоциации барбекю Артём Енгоян. – Во внимание берётся общий вид блюда, вкус и мягкость главного ингредиента, вкус гарнира. Каждая позиция оценивается по 10-балльной шкале и при этом имеет определённый коэффициент. Кто-то скажет, что оценка еды субъективна, но нас (судей) много, поэтому мы вправе рассчитывать на объективность».
«Люди часто думают: «Везёт судьям, сейчас поедят!» Но дегустация – это совсем другое, – делится тонкостями процесса член Национальной гильдии шеф-поваров Сергей Аникин (Москва). – Ты не ешь так, как тебе хочется, – часть рецепторов на время отключаешь. Два грамма того, два грамма другого... Кому-то нравится вкусное, кому-то красивое. Единственное, на что лично я не обращаю внимания, это на чём подано блюдо. Оригинальность оформления – да, а золотая тарелка или бумажная – не принципиально».
Студенты пытались поразить гриль-боссов не только кулинарными способностями, но и яркой подачей. Презентации блюд сопровождались стихами, театрализованными представлениями, танцами со скалками и половниками. Шефы, напротив, не распылялись на эпатаж и отличались от любителей полным отсутствием суеты у гриля, более плавной манерой приготовления, каким-то нежным обращением с кухонной утварью.
«Это жюри ничем не удивишь. Они все профессионалы, большие мастера своего дела, – констатирует Евгений Цой, шеф-повар одного из белгородских ресторанов. – Интересно просто послушать их комментарии, посмотреть, что получится. Я готовил по максимуму из тех продуктов, которые можно найти на рынках нашего города. В качестве гарнира сделал персики, а на десерт – клубнику. Многие не понимают, как можно фрукты и ягоды делать на гриле! Можно. Для обывателя непривычно, но вкусно!»
Во время технических перерывов зрителям хватало и мяса, и зрелищ. Конкурсную программу «Грильфеста» дополняли выступления рок-групп, мастер-класс по разделке свиной туши, бармен-шоу.
Наибольший интерес предсказуемо вызвали поросячьи бега. Трудно сказать, кто визжал громче: зрители от восторга или свиньи от волнения. Парнокопытные спринтеры не всегда стремились к финишной черте – очевидно, терялись в незнакомой обстановке под прицелами фото- и видеокамер. Смелее других выглядел хряк из красногвардейского свинокомплекса, выигравший все забеги, в том числе и финальный – у стригуновского сородича.
Гендиректора группы компаний «Агро-Белогорье» Владимира Зотова атмосфера фестиваля вдохновила на смелое сравнение.
«Мы все отлично знаем, что Мюнхен является пивной столицей и там ежегодно проходит Октоберфест, на который огромное количество людей съезжается. Я не в курсе, сколько Мюнхен делает пива, но знаю, что Белгородская область ежегодно производит более полутора миллиона тонн мяса и по праву считается мясной столицей России. Так почему бы нам не сделать «Грильфест» традиционным международным праздником? Мы уже предварительно обсудили этот вопрос с главным судьёй.
Артём Енгоян, во-первых, поддержал идею, а во-вторых, напомнил про идеологию. Фестиваль барбекю – нечто большее, чем мясной пир. Не зря перед стартом таких соревнований публично зачитывается клятва, в которой и судьи, и участники заявляют: «Мы собрались вокруг доброго огня, во имя счастья и дружбы всех людей».