Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 мая 2015, 18:40
 Алексей Севриков 3102

Твоя маленькая Нарния

«ОнОнас» выясняет, почему людям так полюбились квест-комнаты

Твоя маленькая Нарния Фото из группы vk.com/escape31
  • Алексей Севриков
  • Статья

«Что наша жиииизнь? Игрра!» Наверняка ты сейчас вспомнил заставку телепередачи «Что? Где? Когда?». Может быть, даже пропел. И только Яна Якуба задумалась о работе, потому что она пишет об игре кандидатскую диссертацию. Об игре в широком смысле – как о феномене. О том, как и зачем человек играл несколько тысяч лет назад и что он ждёт от игры теперь. О том, как игра воздействует на наш мозг, а мозг на игру. Квестами Яна увлеклась не только на фоне их популярности, но и в научных целях – наблюдает за игроками, их поведением, мотивацией. Они ищут выходы – Яна делает выводы.

Больше чем «Форт Боярд»

«Культурно-антропологические трансформации феномена игры в современной медиакультуре». Да, тема звучит сложно. Но если перевести на человеческий язык, я изучаю, как изменились игры, когда они стали транслироваться массовой аудитории, перешли в виртуальность.

В чём основное различие? Сейчас большинство участников игры – зрители, а ведь изначально вообще не было такой категории, как зритель: все были игроками. И многое из того, что мы сегодня причисляем к видам искусства, тоже являлось игровыми формами. Взять танцы – танцует всё племя: вызов дождя, праздник урожая и прочие ритуальные пляски. Они объединяли людей, в них был какой-то подтекст… Сейчас танцы – это по сути спорт. Спорт, где есть группа профессионалов, которые создают шоу. Они выступают – мы смотрим. Профессионалы где-то далеко, у них своя жизнь, о которой мы знаем мало. Они по ту сторону экрана, они элитарны. Или футбол. Если когда-то футбол был «поиграть», то сейчас это в основном «посмотреть». Ты включён в процесс игры, ты знаешь правила, но сам не играешь; активность мозга и активность тела не совпадают. Практически все игры стали зрелищем, количество играющих и наблюдающих не сопоставимо. И в каком-то смысле человек стал зрителем собственной жизни. Большинство сейчас имеют такую работу, когда не видно результата. Ты что-то делаешь, но ощущаешь, что оторван от цели. Сначала тобой походили в школу, потом тобой поступили в институт… Не чувствуешь значимости. А в игре ты – участник. Можешь победить, можешь проиграть, но в любом случае здесь, конкретно в этот час понимаешь, что именно ты можешь повлиять на ход событий и достичь реального результата.

Собственно поэтому люди и выбирают квест-комнаты. Ты не приходишь на кого-то смотреть, болеть, как в «Форте Боярд». Ты сам участник, и это очень важно, сейчас этого не хватает. Понятно, что всё это искусственно созданная среда, но тот же бункер или полицейский участок превращается для тебя в такой кусочек реальности, твою маленькую Нарнию. Есть какой-то антураж плюс что-то ты домысливаешь, достраиваешь реальность.

И, конечно, правила – это самое важное в игре. Ограничение по времени, по количеству участников… Не доска и не фигурки делают шахматы шахматами. Шахматы делает вот эта подразумеваемая аналитическая среда. Наверное, квесты выстрелили потому, что вписались в концепцию такой настоящей игры, где можно получить концентрированные, не фиктивные эмоции. И это не кто-то поиграл, а мы посмотрели, будто из-за плеча чьего-то, а поиграли сами.

Яна Якуба точно знает, почему квесты стали столь популярны.
Яна Якуба точно знает, почему квесты стали столь популярны.
Фото из личного архива Яны Якубы

Поломанные игрушки и представления

В теории игрушек есть такой момент забавный: у предмета всегда больше способов использования, чем тех, которые в него вписаны. То есть если перед нами машинка, то предполагается, что она будет ездить и мы будем её катать. Но ведь в принципе мы можем кинуть ею в злоумышленника или просто поставить на полку для красоты. А если сломаем, появятся другие способы использования. Почему дети ломают игрушки? Не потому ведь, что они какие-то безумные. Они просто хотят изменить вот этот вписанный набор возможных действий.

В основе квеста как раз предметы и их нестандартное использование. Практически всё, что есть в комнатах, используется каким-то непривычным образом. И ни у кого же не разрывается мозг – люди готовы к этому. Но когда ты должен перестроить сознание, найти что-то, что прячется в необычном месте, это выбрасывает немного из реальности. И увлекает.

Фото из группы vk.com/escape31

Ключики для фифочек

Есть разные типы игроков. Некоторые отказываются от всех подсказок, выключают рацию… Они пришли себя проверить. Им всё равно, выйдут они из комнаты или нет – это читается по их поведению. Лучше проиграют, но будут знать: вот это наш уровень. Посмотреть, на что способны сами, без посторонней помощи. Это не кто-то их «покатал».

А кого-то нужно «покатать» – они просто пришли развлечься. Им вообще не хочется ничего разгадывать, решать, интересно просто в атмосфере побыть. Переоделись в костюмы, нацепили противогазы – и «фанятся». Им бы ещё пива туда забросить. Кто-то делает упор на работу в команде, распределяет задачи. А есть люди-«победители»: будут друг другу мешать, каждые две минуты просить подсказки – лишь бы выбраться, показать лучшее время.

Но я ещё не видела ни одного человека, который бы ушёл из квест-комнаты абсолютно равнодушным. Всё равно у всех просыпается эта детская страсть к игре. Иногда видишь поразительные вещи! Приходят такие фифочки в норковых шубах и ужасаются: «О боже! Зачем нас привели в этот подвал?!» Десять минут игры – и они уже ползают на коленях везде, где только можно, визжат и обнимаются в восторге от находки каждого ключа... То есть что-то у человека перещёлкивается, включается какой-то инстинкт игрока.

Мне кажется, квесты угадали с тем, что они универсальные, подходят для разных типов игроков. Есть элемент испытания, смекалки, просто развлечения, совместного времяпрепровождения. Плюс, в отличие от многих игр, нет возрастных ограничений, не требуется никакой специальной подготовки, экипировки – в любой момент в любом составе забронировали и пошли.


 

16 мест, где проходят квест

Машина времени

Цена: 1 000–1 500 рублей
Адрес: Старый Оскол, мкрн Солнечный, 3, офис 9
Телефон: 8 951 152-35-52
www: vk.com/questhome
Ключевые слова: Назад в будущее

Палата № 8

Цена: 600–1 500 рублей
Адрес: Белгород, ул. Льва Толстого, 47
Телефон: 8 915 524-12-79
www: vk.com/escape31
Ключевые слова: Зафиксируйте пациента!

Бункер

Цена: 600–1 500 рублей
Адрес: Белгород, ул. Льва Толстого, 47
Телефон: 8 915 524-12-79
www: vk.com/escape31
Ключевые слова: А какой код у вашего подъезда?

Ограбление банка

Цена: 700–1 500 рублей
Адрес: Белгород, ул. Льва Толстого, 47
Телефон: 8 915 524-12-79
www: vk.com/escape31
Ключевые слова: Всем стоять! Это ограбление!

Темнота

Цена: 700–1 500 рублей
Адрес: Белгород, ул. Лермонтова, 47а
Телефон: 8 919 288-15-77
www: vk.com/iquest.club
Ключевые слова: Налево, потом два шага прямо и направо

Se7en

Цена: 1 000–1 200 рублей
Адрес: Белгород, ул. Лермонтова, 9а
Телефон: 8 906 608-74-21
www: vk.com/club_gran31
Ключевые слова: Каюсь, ибо грешен

Silent Hill

Цена: 900–1 500 рублей
Адрес: Белгород, Гражданский просп., 8
Телефон: 8 951 765-20-20
www: vk.com/freeunreality31
Ключевые слова: Истина где-то рядом

Камера 59/11

Цена: 900–1 500 рублей
Адрес: Белгород, Гражданский просп., 8
Телефон: 8 951 765-20-20
www: vk.com/freeunreality31
Ключевые слова: Век воли не видать!

Ограбление коллекционера

Цена: 1 000–2 000 рублей
Адрес: Белгород, просп. Б. Хмельницкого, 137т
Телефон: 8 910 030-45-36
www: vk.com/kvestyvyhod
Ключевые слова: А бриллианты-то настоящие!

Пила

Цена: 900–1 500 рублей
Адрес: Белгород, Гражданский просп., 8
Телефон: 8 980 371-04-09
www: vk.com/instpro
Ключевые слова: Пилите, Шура, пилите, они золотые!

Гробница

Цена: 900–1 500 рублей
Адрес: Белгород, Гражданский просп., 8
Телефон: 8 980 371-04-09
www: vk.com/instpro
Ключевые слова: А может не будем эту плиту поднимать?..

ВамКома

Цена: 2 000–3 000 рублей
Адрес: Белгород, просп. Славы, 43
Телефон: 8 952 427-88-88
www: vk.com/vamcoma
Ключевые слова: Там кто-то есть

Выход есть!

Цена: 1 000–1 100 рублей
Адрес: Белгород, ул. Студенческая, 28
Телефон: 8 904 081-07-26
www: vk.com/31exit
Ключевые слова: Порошок, не входи!

Пила

Цена: 700–1 200 рублей
Адрес: Белгород, ул. Лермонтова, 9а
Телефон: 8 920 556-65-58
www: vk.com/unlock_game
Ключевые слова: Давай поиграем?

Гараж

Цена: 700–1 200 рублей
Адрес: Белгород, ул. Садовая, 45б
Телефон: 8 920 204-44-46
www: sled31.ru
Ключевые слова: Подай ключ на тринадцать!

Полицейский участок

Цена: 700–1 200 рублей
Адрес: Белгород, ул. Садовая, 45б
Телефон: 8 920 204-44-46
www: sled31.ru
Ключевые слова: Вы имеете право хранить молчание

 


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×