Так вот ты какой…
Если царём всех зверей принято считать льва, то жука-оленя можно по праву назвать королём среди насекомых: внушительные размеры, устрашающий, но вместе с тем солидный внешний вид, благородное имя, доставшееся от собрата по царству животных, неспешность, свойственная королевским особам… Его мощные рога действительно напоминают оленьи и по-настоящему впечатляют, а прочный хитиновый покров глубокого чёрного или цвета шоколада завершает образ сильного и царственного насекомого. Немногих жуков природа наделила такими внешними данными.
На российских широтах сравниться с ним и превзойти его в размерах может разве что краснокнижный реликтовый дровосек, вырастающий до 11 см. Но тот хозяйничает на Дальнем Востоке, а в наших лесах-дубравах жук-олень однозначно вне конкуренции.
Зона комфорта
Наверняка многие видели этого жука в полёте: почти вертикальная стойка, расправленные крылья, длинные лапки. Издалека его можно принять за небольшую, очень медленную птицу. Возможно, кто-то даже не побоялся поймать его и подержать в руках. А между тем шансы на встречу с ним есть далеко не у всех жителей нашей страны. Белгородцам в этом смысле повезло несказанно: оказывается, именно наш край – край лесостепей – приглянулся жукам-оленям особо и стал, как говорят энтомологи, экологическим центром их ареала. Изначально заселившие тропические территории, рогачи добралось до смешанных лесов Европы. В белгородских дубравах обжились четыре представителя этого обширного семейства.
Встречаются жуки-олени и в сопредельных областях – Воронежской, Курской, местами в Луганской, Харьковской и Сумской, но точечно, не повсеместно. Более того – «наши» жуки-олени настолько здесь освоились, что выбрались за пределы лесных массивов, поселились в городских парках Белгорода, проникли в самый его центр:
«Года четыре назад на территории призывного пункта на Преображенской решили дерево засохшее убрать. Так с него собрали около 40 особей», – припоминает Александр Присный.
Рассказывать о насекомых он может долго – его коллекция насчитывает более 5 000 видов. Присный – доктор биологических наук и профессор кафедры экологии, физиологии и биологической эволюции НИУ «БелГУ». Именно под его руководством в 2005 году была издана Красная книга Белгородской области. Занесли в неё, несмотря на распространённость, и жука-оленя.
«Почему? Только потому, что он есть в федеральном охранном списке. Другой причины просто нет», – объясняет Александр Владимирович.
Подсчитать, сколько всего в наших краях рогачей – задача для энтомологов почти невыполнимая. Сказать можно лишь приблизительно: в тех дубравах, где он обитает, их порядка пяти особей на 1 га. Для крупных насекомых это много.
В Красную книгу России жук-олень занесён как сокращающийся в численности вид. Поэтому для коллекционеров-любителей он является желанной добычей. Многие, прознав про его излюбленные места обитания, устраивают на жуков настоящую охоту.
«В «Лесу на Ворскле», на центральном участке заповедника, питерские любители буквально дают задание студентам собрать как можно больше жуков – как будто в коллекцию, но на самом деле многие экземпляры идут ещё и на продажу», – рассказывает Александр Присный.
Ирония судьбы
У рогачей мало естественных врагов. Основную опасность для них сегодня представляет именно человек. Не многие будут бродить по лесу в поисках уже мёртвого насекомого для коллекции – проще собрать с дерева в пик сезона ещё живых особей, да не одного, а с десяток. А делать этого не стоит вот почему: взрослые самцы живут всего две-три недели, самки чуть дольше – около полутора месяцев, и за этот недолгий период им нужно успеть обзавестись потомством.
Мы привыкли видеть уже взрослых жуков, а как они появляются на свет, как развиваются – знаем понаслышке, ведь этот процесс скрыт от глаз человека. А процесс этот, как выяснилось, необычайно долог и сложен.
Самки жуков-оленей откладывают в засохших мёртвых деревьях и трухлявых пнях яйца, для которых выгрызают специальные отверстия. Примерно через месяц из яиц появляются личинки. В этой стадии насекомое и проведёт большую часть своей жизни – четыре-пять лет, иногда дольше.
Сначала крошечные, к концу цикла личинки становятся похожими на огромных жирных гусениц, по размеру превосходящих взрослых жуков. Таких габаритов им удаётся достичь благодаря непомерному аппетиту. Личинки едят поражённую грибами и бактериями древесину, а потому считаются важным звеном в переработке мёртвой древесины, включающей одно из самых стойких веществ – целлюлозу. После них над остатками дерева потрудятся другие микроорганизмы – так запускается биогенный круговорот.
Когда придёт время, взрослая личинка покинет свой «дом-столовую» и уйдёт в землю, чтобы превратиться в куколку. Обычно это происходит в середине осени, а в мае-июне из куколки на поверхность выйдет настоящий жук.
Случаются в природе и отклонения от графика:
«В Вейделевском районе есть урочище Гнилое – особо охраняемая природная территория. Во всей области взрослые жуки отмирают в конце июня, а там они до начала августа бегают. Причём очень мелкие особи. Там как бы сдвинут ритм развития локальной популяции: из-за повышенной влажности и прохладной обстановки они не успевают нормально развиваться по срокам и размножаются позже. Это уникальный случай для области», – говорит Александр Присный.
Зачем оленю рога
В природе нет ничего случайного. Вот и жуку-оленю эволюция неспроста подарила роскошные рога. Они – не что иное как увеличенные челюсти насекомого, которые по-научному называются «мандибулы». По ним легко отличить самца от самки: последних природа рогами обделила – за ненадобностью. А вот самцам рога очень даже нужны. Для них это не просто отличительный половой признак, но свидетельство жизнеспособности: чем рога крупнее и мощнее, тем более живучим окажется потомство.
С их же помощью жуки-олени борются за внимание самки. В период брачных игр они устраивают настоящие поединки: встают на дыбы и вцепляются друг в друга рогами, стараясь свалить противника с дерева или хотя бы поранить. Как правило, дело заканчивается проколотыми надкрыльями.
«Встречаются совершенно занятные случаи, когда крупные самцы выясняют отношения, ломают друг друга, а в это время какой-нибудь маленький неприметный самец уже спаривается с самкой, которая ждёт, пока у тех турнир закончится», – рассказывает энтомолог.
Турниры рогач может устраивать из-за еды. Эти жуки питаются древесным соком и за самые лакомые участки на стволе готовы сражаться не покладая рогов. Преимущество отдают дубу, но могут пообедать и на плодовых деревьях – груше или яблоне.
Жук-олень не преминёт использовать своё главное оружие и при встрече с человеком, если тот попытается схватить его. Насекомое приподнимется на передних лапках и растопырит рога, сообщая, что трогать его не нужно. А доморощенных экспериментаторов, попытавшихся проверить силу внушительных рогов на собственном, например, пальце, ждёт крайне неприятный сюрприз: их отростки с такой силой вопьются в кожу, что почтение к крылатому оленю возрастёт мгновенно и многократно.
Совсем скоро, в мае, у рогачей начнётся период лёта. И снова в лесах и городских парках замаячат на фоне вечернего неба их тёмные силуэты – зрелище удивительное и прекрасное. И наша задача – сделать так, чтобы возможность наблюдать этих краснокнижных гигантов в естественной среде осталась и у следующих поколений.