Название села часто упоминается в административных документах середины XIX века. При этом значилось, что в непосредственной близости существовали деревня Бабровка и хутор Бабровы Дворы – «поселение юшковского сельского общества при Белгородской дороге».
«Этот хутор образовали несколько крестьянских семей, которые вместе с домами выселились из слободы Бабровка (сейчас – с. Евгеньевка Губкинского городского округа), владельческого поселения Дарьи Кузьминичны Воейковой, поселившей здесь малороссиян в 1632 году. Так и образовалось новое поселение – Бабровские Дворы (дворы, перевезённые из Бабровки). По мнению краеведа Никулова, название связано с протекавшей в этих местах речкой Бабровкой», – сообщила главный хранитель губкинского краеведческого музея Ирина Алтухова.
Однокоренные названия двух населённых пунктов оставались неизменным вплоть до 1928 года, когда произошло территориальное перераспределение в Центрально-Чернозёмном округе. В то время в Воронежский округ вошла территория Курской губернии, включая Боброводворскую волость Старооскольского уезда. То ли потому, что к делу были причастны воронежцы, у которых был свой Бобров, то ли просто по недоразумению, но именно тогда впервые и появилась в наименовании буква «о» и район был назван Боброводворским.
Похоже, самим боброводворцам об этом не сообщили или сделано всё было без должной процедуры переименования (мы, во всяком случае, свидетельств о нём не обнаружили), но с той поры пошла в названиях чехарда. В окружных и областных документах село упоминалось с буквой «о», а всё, что фиксировалось на местном уровне, было с «а».
Доходило до смешного. В 1935 году в Курске выпустили карту районов, где в оглавлении прописан Боброво-Дворский район, а на самой карте отмечены Бабровы Дворы. В это же время уже выходило несколько газет, в том числе «За большевистские колхозы» под началом Баброво-Дворского РК ВКП (Б) и райисполкома. Письма с фронта приходили по адресам в район с буквой «а».
В 1959 году центр уже Боброво-Дворского района перенесли в Губкин. В 1966 году деревня Старая Бабровка прекратила существование, так как слилась с деревней Бобровы Дворы.
А с 1970-х годов вновь наступил бенефис буквы «а» – опять же в местных постановлениях, газетах, отчётах. Но документов, поясняющих такую перемену, мы не нашли.
Так продолжалось до недавнего времени. Существовавшие в Губкинском районе Бабровы Дворы в области знали как Бобровы. Откуда и споры о правильности написания.
На практике нестыковка получала анекдотичное воплощение. Например, долгое время на автодороге со стороны Белгорода населённый пункт обозначался дорожным знаком с буквой «о», а по ходу из Губкина – с «а».
Народ тоже крепко прикипел к первородному названию села. Тем более что забыть его не давала существующая в селе психиатрическая больница. Первое, что могли посоветовать неадекватному или разбушевавшемуся товарищу: «Да тебе в Бабровку надо!» Обидно, конечно, за такую ассоциацию, но что поделаешь – «народная география».
Закончилось всё логично. Нужно было устранять разногласие, и после образования Губкинского городского округа Бобровы Дворы окончательно утвердились во всех документах, начиная с устава округа.
Правда, пришлось поменять массу документов, в том числе и прописку жителям села. Но, согласитесь, это лучше, чем жить в «раздвоившемся» населённом пункте под именем и псевдонимом, причём не понимая, какой настоящий.
Редакция благодарит Белгородский государственный архив за помощь в подготовке материала.