Сделано с любовью. Белгородские волонтёры получили грант на открытие швейной мастерской
«Белгородская правда» рассказывает о социальном проекте жителей Красногвардейского района
-
Статья
-
Статья
В Белгородской области растёт количество проектов, которые финансируют за счёт Фонда президентских грантов или Президентского фонда культурных инициатив. Весомую господдержку получил и проект общественной организации «Забота о селе». Всё это говорит о том, что жители небольших сёл стремятся сделать свою жизнь лучше, несмотря ни на что.
Одна из первых
Евгения Седых работает в местной администрации главным специалистом по землеустройству и муниципальной собственности. А ещё она председатель местной общественной организации содействия развитию территории Валуйчанского сельского поселения «Забота о селе».
«На основной работе у меня кардинально другое направление, но активной я была всегда. Дети уже взрослые: старший сын работает в Белгороде, младший – в Москве, муж – на вахте, а энергию девать куда‑то нужно», – улыбается Евгения Викторовна.
После окончания школы она поступила в Чернянское училище, а уже работая в администрации сельского поселения, окончила бакалавриат в БГТУ им. В. Г. Шухова.
«Наша некоммерческая организация стала одной из первых в Красногвардейском районе, которую зарегистрировали в Минюсте», – отмечает Седых.
Организации всего два с половиной года, и за это время её сотрудники приняли участие в различных социально значимых конкурсах, а в пяти уже выиграли.
Первым стал проект «Мы помним, мы гордимся», который получил грант в 210 тыс. рублей. На выделенные средства благоустроили территорию братской могилы, на памятнике установили беспроводную светодиодную подсветку на солнечных батареях и пятиконечную звезду с георгиевской лентой.
«Рядом с памятником мы проводим патриотические мероприятия, приглашаем и участников СВО, и военнослужащих из войсковых частей», – говорит Евгения Викторовна.
Рукавицы из джинсов
Швейную мастерскую в красногвардейском селе теперь знает каждый местный житель. До областного центра два часа езды, а ближайшее место, где можно отремонтировать или сшить одежду, находится в 20 километрах, да и цены там совсем не деревенские. Теперь же мастерская находится в самом сердце Валуйчика, в здании местного Дома культуры.
«В нашем селе проживает чуть меньше тысячи человек. Многие из жительниц мечтали научиться работать на электрических швейных машинах», – объясняет Седых.
Поднимаемся на второй этаж здания. Швейный цех – просторное помещение, возле окон – электрические швейные машины, огромный закройный стол завален выкройками и готовыми изделиями.
Сотрудники НКО решили, что мастерская не только облегчит жизнь жителям, но и позволит создать новые рабочие места. Проект был назван «Социальная швейная мастерская «Иголочка машинки Зингер» и получил грант в 314 тыс. рублей.
На эти средства закупили промышленные и бытовые швейные машинки, оверлок, манекены, закройный стол, ткань, расходные материалы, гладильную доску и утюг. На первых порах отшили тридцать три комплекта постельного белья, которые были переданы в госпиталь.
«Мастерская организована с целью обучить не менее десяти женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации. Идея появилась после курсов повышения квалификации по направлению «Социальное предпринимательство», – рассказывает руководитель.
И народ потянулся. Некоторые стеснялись писать в соцсетях и просто подходили к Евгении Седых на улице с просьбой научить работать на швейной машинке. У многих женщин ещё со школьной скамьи остались необходимые навыки, а специально приглашённая швея-мотористка с 17-летним стажем обучила всех желающих.
«Поначалу наши мастерицы переживали, а сегодня уже смело работают. Чтобы набить руку и привыкнуть к оборудованию, мы сначала строчили рабочие рукавицы из старых джинсов», – говорит Евгения Викторовна.
Швами наружу
Прямой связи с военными у Седых раньше не было, но были знакомые женщины, которые занимались готовкой обедов для бойцов:
«Однажды в группе «Стерильность фронту Бирюч» я увидела объявление о том, что нужно нижнее бельё для бойцов. Затем стали шить постельное бельё, начали работать с флисом».
Всё отшитое везут в Бирюч руководителю волонтёрской группы Татьяне Раца. Что‑то – в госпитали, что‑то – прямо «за ленту». Здесь отшивают не только комплекты нижнего и постельного белья. Летом большой спрос на лёгкие шорты. Нужны балаклавы из флиса, опознавательные повязки для военных «свой-чужой», вязаные шерстяные носки.
«Я быстро нашла готовые выкройки носков. Флис хорошо впитывает влагу, быстро сохнет, ткань не садится после стирки. Шьём швами наружу, чтобы при носке они не натирали», – делится Евгения Викторовна.
И добавляет, что мастерская – безотходное производство. Из остатков флиса мастерицы делают пятиточечники (сидушка-коврик – прим. авт.), а также наполняют ими госпитальные подушки.
Самые ходовые размеры мужского нижнего белья – 48–50, но один раз был запрос на 64-й размер.
«Лежал в госпитале мужчина – очень крупный, и единственное, что смогли найти для него, – это носки и домашние тапочки. Мы ему сшили самое красивое и яркое нижнее бельё. И в тот же день ко мне приходит соцработник с вещами, которые передала ей одна из наших местных бабушек: она перебирала сундук с одеждой свёкра и нашла даже майку нужного нам размера», – вспоминает Евгения Седых.
Носки с символикой
Швейная мастерская начала свою работу 1 июня 2024 года, а маскировочные сети стали плести с начала июля:
«Моя сестра работает в Москве, но летом 2024 года она активно ездила в командировки в ДНР. И как‑то раз позвонила с просьбой найти масксети. Я обратилась к Алёне Величко – руководителю штаба помощи «Красная Гвардия». А она спросила, почему мы сами не плетём. Я задумалась. Пирожки печём, готовим, шить начали. Тут же в чат бросаю запрос: готовы плести, если мы всё организуем? Буквально за 30 минут мне написали и позвонили около 10 женщин, которые хотели заняться плетением».
Специалист по ЖКХ Виктор Ерыгин сделал станок. Участники штаба помощи «Красная Гвардия» привезли основу, научили оплетать её шнуром. Мастерицы используют специальный теплоизоляционный материал. Сети достойно прошли проверку: они не только маскируют технику и блиндажи, но и помогают скрываться от тепловизоров.
Вязаные носки тоже необычные. Самые первые, с символикой триколора, связала Наталья Калашникова, мама погибшего бойца. Кроме того, она придумала пришивать на них бирочки «Сделано с любовью».
«У нас есть бабушка, ей 94 года, она лежачая. Её дочь попросила у нас пряжу. Говорит, маме надоело книжки читать, и она хочет носки вязать. За один месяц они связали семь пар, недавно ещё одиннадцать привезли и опять взяли пряжу», – говорит Евгения Викторовна.
Сети помогают плести и жители других регионов:
«К нам приехала семья из Харьковской области, у них там дом сгорел, и женщина пришла к нам. Говорит, не может просто сидеть дома. Некоторые не могут приходить в мастерскую, поэтому ленты для сетей нарезают дома».
Средства на пряжу, ткань и нитки жители Валуйчика собирают сами.
Седых утверждает, что завершение реализации проекта ни в коем случае не означает прекращение работы швейной мастерской:
«Будем не только заказы выполнять по льготным ценам, но и продолжать сотрудничать с больницами, Домом культуры. Пока наша помощь нужна, «Иголочка машинки Зингер» будет работать».
11 октября 2024 года Земским собранием коллектив волонтёров и участников швейной мастерской Валуйчанского сельского поселения занесли на местную Доску почёта.
Елена Ржевская