С душой. В Белгороде открывается выставка, посвящённая Прохоровскому сражению
«БелПресса» рассказывает, как создавалась экспозиция «Это поле победы суровой»
-
Статья
-
Статья
7 ноября в Белгородском государственном литературном музее заработает выставка, посвящённая наследию Прохоровского сражения в отечественной поэзии. О пути от идеи до оформленной экспозиции рассказали главный художник по экспозиции Юлия Алюшина и директор литературного музея Инна Климова.
О форме
Попадая в зал, в котором откроется выставка, первым делом обращаешь внимание на необычный арт-объект – невесомую полупрозрачную ткань, словно парящую над центральной частью экспозиции. Тончайшими нитями полотно подвешено к потолку. Оно будто живое: лёгкая материя не пребывает в покое ни секунды, она колышется в набегающих потоках воздуха, рисуя причудливые волны.
«Это не просто ткань. Она символизирует душу наших героев – поэтов-ветеранов Великой Отечественной войны. Эти люди, прошедшие войну, видели настоящий ад. Меня потрясло то, что поэты-фронтовики, чьи души в буквальном смысле горели в огне войны, подарили нам такие строки! Вы представляете, какая светлая душа должна быть у человека, если она сохранилась такой после всего пережитого! – рассказывает главный художник по экспозиции выставки Юлия Алюшина, которая хорошо известна белгородцам по Музею бронетанковой техники в Прохоровке и проекту реконструкции музея-диорамы в Белгороде. – Тогда мы задумались, как показать эту светлую, чистую душу. В итоге пришли к такой композиции с тканью, которая парит в воздухе и всё время двигается, как живая».
По словам Юлии Алюшиной, с технической точки зрения подсвеченная и колышущаяся от движения воздуха специальная ткань не просто трепещет – всё происходит по чёткому алгоритму. Для этого группе, готовившей инсталляцию, пришлось долго экспериментировать и с размером полотна, и с его подвеской, а главное – с режимами работы вентиляторов, которые синхронизированы в единую систему: один поток воздуха ослабевает, второй пропеллер начинает вращаться быстрее, создавая новую струю воздуха. В результате творческого поиска удалось получить уникальный рисунок движения души, за которой интересно наблюдать.
«Один из героев нашей выставки – Михаил Борисов – вспоминал, что пытался писать стихи и на войне, прямо в окопе. Во время передышки между боями он набросал несколько строк на обрывке бумаги и положил в карман. Был тяжёлый обстрел, взвод оборонялся. После боя, когда наш герой хотел продолжить писать стихотворение, он обнаружил, что у него в кармане вместо бумаги пепел, – рассказывает Юлия Алюшина и проводит пальцами по стендам глубокого серого цвета. – Посмотрите, мы постарались передать этот пепельный цвет и фактуру в оформлении выставки. Это символ того, что война страшна – она способна испепелить душу, разбить сердце, сжечь все мечты».
Но и среди этих сильных, а порой и скорбных символов находится место для жизни. А порой даже и для образовательного интерактива. Например, на столе для самых маленьких гостей предусмотрены выделенные игровые зоны, где можно попробовать соотнести строки стихотворений с портретами их авторов. Ещё один интерактивный элемент – стенд со строками стихотворения поэта-фронтовика Михаила Борисова. Часть строк закреплены на стенде, а часть можно перемещать, чтобы сложить стихотворение верно.
«Когда я прочла эти строки впервые, они крепко врезались в мою память. Захотелось поделиться с посетителями выставки этим стихотворением», – говорит Юлия Алюшина.
Сорок третий горечью полынной
На меня пахнул издалека –
Чёрною, обугленной равниной
Видится мне Курская дуга.
«Тигры» прут, по дикому упрямы,
Но со мною в этот самый миг
Прямо к окуляру панорамы
Целый полк, наверное, приник.
О содержании
Михаил Борисов в своём стихотворении не просто так пишет о вражеских танках. Утром 11 июля 1943 года во время тяжёлого боя на Курской дуге артиллерист Борисов один из всего расчёта остался в строю у своего орудия. В том бою под Прохоровкой метким огнём 19-летний сержант уничтожил семь тяжёлых немецких танков, в результате чего оказался в списке личных врагов Адольфа Гитлера вместе с Иосифом Сталиным, маршалом Георгием Жуковым, диктором Всесоюзного радио Юрием Левитаном и композитором Дмитрием Шостаковичем, чья Седьмая симфония прозвучала в осаждённом Ленинграде. За свой подвиг Борисов был награждён звездой Героя Советского Союза.
«Михаил Борисов стал легендой ещё при жизни. О его подвиге писали везде, а в журнале «Огонёк» опубликовали рисунок с такими строками: «Любуйтесь! Радуйтесь! Дивитесь! / Картина сделана с натуры: / Пред вами комсомольский витязь / В семи тигровых шкурах!» С отсылкой, между прочим, к поэме Шоты Руставели «Витязь в тигровой шкуре», – рассказывает директор литературного музея Инна Климова. – Он стал настоящим символом нашей будущей победы. И такие символы появлялись с первых дней войны, их можно увидеть в экспозиции нашей выставки: это и стихотворение «Жди меня» Константина Симонова, плакат «Родина-мать зовёт!», песня «Священная война», зазвучавшая в первые дни Великой Отечественной. Порой мы даже не задумываемся, откуда все эти символы в нашей голове, но с самого детства чётко знаем: наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»
По словам Инны Климовой, в выставке авторский коллектив постарался показать, как возникали эти символы. А ещё хотелось передать связь поколений. Например, поэт Виктор Кочетков попал в плен под Харьковом в самом начале войны. Он четырежды бежал, стараясь идти по ночам на гул фронта. И когда в одну из ночей он добрёл до реки, то понял, что, словно князь Игорь, бежавший из половецкого плена, дошёл до Северского Донца. Всё как в «Слове о полку Игореве», написанном за много сотен лет до событий Великой Отечественной войны.
В экспозиции пересекаются и образы трёх ратных полей России – Куликовского, Бородинского, Прохоровского, которые словно рифмуются с творчество троих поэтов-фронтовиков. Образ триединства, близкий отечественной традиции и культуре, чётко прослеживается в выставке «Это поле битвы суровой».
«Я долго искала, когда впервые Прохоровка была упомянута, как третье ратное поле России. И выяснила, что с высокой долей вероятности впервые победу под Прохоровкой сравнил со сражениями под Бородино и Полтавой военный медик майор Ермилов в одной из публикаций в полевой газете Воронежского фронта. В 1973 году о том, что Прохоровка должна встать в один ряд с Куликовским и Бородинским полями русской ратной славы писал советский журналист и партийный деятель Николай Игрунов, трудившийся тогда заведующим отделом пропаганды и агитации областного комитета КПСС», – поясняет Инна Климова.
По её словам, как раз в начале 1970-х было принято решение о строительстве первого в Белгородской области мемориала в память о Курской битве – под Яковлево. Николай Игрунов настаивал, что одного памятника недостаточно, должна быть ещё и поэтическая формула, воспевающая подвиг советского солдата и подчёркивающая значимость Прохоровского сражения в истории нашей страны. Пользуясь своими связями, он обратился ко многим выдающимся поэтам СССР той эпохи. В своеобразном конкурсе участвовали звёзды первой величины, такие как Роберт Рождественский. Но лучше всех выразить идею получилось у белгородского поэта Игоря Чернухина:
Это поле победы суровой
Для потомков по праву равно
Полю грозному Куликову,
Ратным подвигам Бородино.
«И вновь мы говорим о триединстве, ведь образ третьего ратного поля России вдохновил на творчество трёх поэтов уже послевоенной эпохи: Игоря Чернухина, Владимира Молчанова (поэма «Поле русской славы») и Станислава Минакова («Петров день»)», – подчёркивает Инна Климова.
О фактах
Появление выставки «Это поле победы суровой» стало возможным благодаря гранту президента России для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Экспозицию удалось создать в рекордные сроки благодаря сотрудничеству с компанией «Архитектура музея». На выставке представлены не только письменные свидетельства, но и современные средства – вмонтированные в стенды фоторамки и озвученные актёрами белгородского драматического театра им. М. С. Щепкина стихотворения, прослушать которые можно с помощью специальной аудиогарнитуры.
Выставка рассчитана на посетителей различного возраста – от самых маленьких до ценителей искусства и литературы почтенного возраста: каждый сможет найти для себя что‑то интересное.
Экспозиция откроется 7 ноября в 16:00. Белгородцам, желающим увидеть выставку «Это поле победы суровой», стоит поспешить: в областном центре она будет работать лишь четыре дня, после чего отправиться в турне по районам Белгородской области – таково условие гранта. Но, по словам Инны Климовой, после того как выставка вернётся в 2025 году в стены литературного музея, она вновь какое‑то время будет доступна для посещения.
Видео компании «Архитектура музея»
Вадим Кумейко