Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 ноября 2014, 11:56
 Алексей Стопичев 6206

Жизнь без будущего

В Белгороде появились сторонники движения чайлдфри

Жизнь без будущего
  • Алексей Стопичев
  • Статья

Движение, сторонники которого сознательно отказываются от детей, уже несколько лет существует в России. Есть у них свой сайт и группы в социальных сетях. В официальном сообществе белгородцев мало, но они есть. 21 человек в нашем городе публично признались, что не хотят иметь детей. Большинство – женщины. Что заставляет их отказываться от самого, казалось бы, естественного, мы и попытались разобраться.

Агрессия

Главное, что поражает, – это агрессия людей, отказавшихся от рождения и воспитания детей. Большинство чайлдфри, не стесняясь в выражениях, пытаются доказать свою позицию. И в этой агрессивно-непримиримой риторике слова «овуляшки» и «размноженцы», обращённые к тем, кто не поддерживает их идеологию, самые безобидные. На их сайтах потоки грязи выливаются на родителей. Сторонники чайлдфри докатывались в своей риторике к призывам противоправных действий против детей и их родителей. Доходило до того, что петербургская прокуратура блокировала сайты воинствующих пропагандистов бездетности.

Следует сразу оговориться, что не все сторонники бездетной формы жизни проповедуют агрессивную политику. В итоге движение разделилось на два лагеря. Одни – чайлдфри – просто отказываются от детей, чтобы ничем себя не обременять, не портить фигуру и так далее. Другие – чайлдхейт – яростно ненавидят детей и всё, что с ними связано.

Никогда не обнимали…

С двумя белгородскими чайлдфри я пообщался. Одна из категорических противниц заводить детей – Лилия Алмазова – охотно согласилась на интервью.

– Год назад я даже не знала, что есть такое сообщество, – призналась девушка. – Просто когда общалась с девчонками и высказывала свои взгляды на рождение детей, мне сказали: «Да ты, оказывается, чайлдфри!».

А почему Вы не хотите иметь детей?

– Я из неблагополучной семьи. У меня в семье не алкоголики, не наркоманы, но так сложилось, что нет понимания. Были избиения со стороны так называемого отца. Била меня и мать.

– Это ваш родной отец?

– Да. И моя мать не хотела меня защитить. Она убегала к соседке и меня оставляла одну. Тогда у меня и зародилось отторжение от родителей и от семьи. Почти всех детей любят родители. А мои оказались из маленького процента тех, которые детей не любят. Меня никогда не обнимали. Они детей завели, потому что так нужно было. И лет с 13 я решила для себя, что не хочу иметь детей.

Выбор есть у всех

Другой представитель чайлдфри – белгородец Максим Болин – признался, что дети его раздражают и он предпочитает даже не находиться в их обществе.

– А чем вызвано ваше нежелание иметь детей? – спросил я его.

– Ничем не вызвано. Просто отсутствует потребность в размножении. Нет ещё как таковой.

– Вы человек женатый. Ваша жена Вас поддерживает или это одностороннее решение?

– Жена чайлдфри, как и я. У нас идентичные позиции в этом отношении.

– Как Вы считаете, должны ли все последовать вашему решению?

– Считаю, что выбор есть у всех и никто не вправе его навязать.

К сожалению, естественно…

Насколько это естественно либо противоестественно, мы решили узнать у кандидата психологических наук, заведующей кафедрой психологии, профессора НИУ «БелГУ» Валентины Гребневой.

«К сожалению, появление чайлдфри является естественным фактором, хотя и неблагоприятным для развития общества и человечества в целом, – ответила Валентина Викторовна. – Не можем же мы утверждать, что природные катаклизмы неестественны, так как они обусловлены определённой цепочкой событий, их предваряющих. Законы природы не всегда соответствуют принципу гуманности. В этой связи данные группы отражают болезнь человечества, которая в конечном итоге приведёт его к гибели. Причины болезни в том, что современный человек всё больше предпочитает конкурентно-демократический образ жизни в ущерб традиционному общинно-патриархальному. Социальной причиной является снижение роли семьи в системе «общество – семья – личность», что характерно для экономически развитых стран и сообществ. Как показывают исследования, именно в этих странах наибольшее количество последователей чайлдфри. Именно в таких обществах формируется мода на бездетность. В менее экономически благополучных обществах явления, подобные чайлдфри, становятся данью моде. Здесь очень важно помнить, что мода – барышня непостоянная, а репродуктивный период имеет свои границы. Кроме того, следует понимать, что всякую моду создаёт модельер, в планы которого входит не забота о потребителе, а только личная выгода. Кто является «модельером чайлдфри» – об этом следует подумать».

Страх потерять комфорт

Психолог уверена, что одной из важных причин, порождающих данный феномен, является утверждение в современном обществе образа человека-потребителя:

– Чем больше человек потребляет, тем больше он зависит от предметов потребления. Современный человек испытывает страх лишения комфорта, денег, свободы и тому подобного. В данной ситуации увещевания по поводу высказывания: «Дал Бог ребёнка, даст и на ребёнка» – не являются убедительными.

– А что толкает людей к подобному образу жизни?

– Такое поведение характерно для лиц невротического типа. Уточним, что невроз – это психическое расстройство, причиной которого являются стрессовые ситуации, а также внутренние и внешние конфликты продолжительного характера, сопровождающиеся психологическими микротравмами. Психологической причиной стать чайлдфри чаще всего выступает потребность защитить себя от разочарования быть отверженным. Такие люди, как правило, испытали тяжёлое разочарование в детстве, которое и заставило их раз и навсегда вычеркнуть из своей жизни любовь, привязанность и дружбу. Отказом от детей они защищают себя от действительного переживания отвержения, заранее предполагая, что их нельзя полюбить.

Нужно любить

На вопрос, что с этим можно поделать, Валентина Гребнева ответила:

«Укреплять и защищать институт традиционной семьи. Ввести моду на «детность», модельером которой должно стать государство. Обеспечить современному человеку не только экономическую, но и психологическую безопасность, основанную на безусловной любви и принятии, прежде всего – в родительской семье».

Когда я услышал о любви, то сразу вспомнил Лилию Алмазову, отказывающуюся от полноценной семьи. Когда она рассказывала о том, что её в семье никто не любил, я спросил: «Ну а Вы себя любите?!»

Девушка ответила мгновенно коротким и яростным: «Нет!» Ответила – как отрезала, и больше к этой теме не возвращалась. И только тогда я понял, как эти люди несчастны. Как много боли они скрывают за своей бравадой. И как они ждут, чтобы их кто-то полюбил…


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×