Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 октября 2024,  13:03

Самые стойкие. Как работают водители пассажирских автобусов в Шебекино

«Белгородские известия» узнали, в каких условиях приходится работать маршрутчикам в приграничье

Самые стойкие. Как работают водители пассажирских автобусов в ШебекиноФото: Алексей Стопичев
  • Статья
  • Статья

27 октября в России отмечают День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Но в условиях нашего региона даже этот сугубо мирный труд стал сопряжён с целым рядом опасностей и рисков. На приграничных территориях маршрутки попадают и под обстрелы, и под атаки беспилотников. Тем не менее водители пассажирского транспорта продолжают работать и возить людей.

Решили остаться и работать

В Шебекино на улицах заметно меньше жителей. Мы приехали на следующий день после массированного обстрела. Накануне ВСУ четырежды обстреляли город. Били из артиллерии в разные районы, при этом применяли кассетные боеприпасы. Кроме того, дистанционным минированием накидали на улицы «лепестков» и «колокольчиков». Это небольшие кассетные боеприпасы, которые разбрасываются при обстреле, оттого каждое передвижение сопряжено с опасностью, нужно внимательно смотреть под ноги. Тем не менее в городе по расписанию ходят автобусы, собирая с остановок немногочисленных пассажиров. При этом люди стараются стоять поближе к бетонным убежищам – артиллерийский обстрел может начаться в любой момент, и о нём сирена не предупредит. У людей есть буквально несколько секунд между звуком выхода вражеских боеприпасов и прилётами в черте города.

На шебекинской автостанции, где раньше было многолюдно, сейчас тихо и пустынно, лишь две работницы подметают двор и пара маршруток ожидают отправления. Пассажирский автобус подъезжает, чтобы уехать буквально через несколько минут, но водитель Владимир Мещеряков, узнав, что мы представители СМИ, охотно рассказывает о работе:

«Людей мало – город практически опустел. Но есть те, кто остался и ездит на работу. С молитвой с утра встали, перекрестились и поехали. Никуда не уезжаем из города, решили остаться и работать. Рейсы стараемся не срывать, людям надо как‑то добираться. Пожилых много у нас, они пешком из‑за здоровья не сильно могут ходить».

Владимир Мещеряков Владимир Мещеряков / Фото: Алексей Стопичев

 

Водитель проводит нас вокруг своего автобуса, изрешечённого осколками, и буднично рассказывает:

— Тут когда беспилотник ударил по автобусу, даже вырвало кусок металла. Залатали. Сейчас особо не ремонтирую автобус, от осколков не заделываю дырки. Какой смысл? В любой момент прилететь может опять. Вот ещё пробоины с правой стороны. Без стёкол уже не раз оставался. Впереди отверстия от осколков – газовую трубу чуть не перебило. В салоне смотрите: вот, вот, ещё в потолке. Благо, людей не было.

— Что делаете в случае обстрелов и ракетной опасности? – спрашиваю Владимира Мещерякова.

— Сразу мчим до ближайшего укрытия, людей высаживаем, а едем, только когда опасность прошла.

 

Самые стойкие. Как работают водители пассажирских автобусов в Шебекино - Изображение Фото: Алексей Стопичев

«Людям надо ездить»

Ещё один водитель маршрутки – Александр Ястребов – только вышел на работу после ранения. Вражеский дрон-камикадзе увидел и атаковал пассажирский автобус прямо в городе:

«Езжу по седьмому маршруту «Автовокзал  – Докучаево» по улице Ленина. Ехал с вокзала, только людей высадил и поехал на заправку. Проехал мост, и меня атаковали».

Автобус сильно посекло осколками, сам водитель получил многочисленные ранения, лечился два месяца. Столько же восстанавливали транспортное средство. Как только водитель залечил ранения – вернулся в строй, чтобы возить людей по постоянно обстреливаемому городу. По‑другому про шебекинских маршрутчиков сейчас и не скажешь. Они именно что в строю. На работе, которая стала давно и службой, и долгом.

— Многие ушли, конечно, – говорит невесело Александр Ястребов. – Остались самые стойкие. В прошлом году после массовых обстрелов вообще втроём работу начинали.

— Почему вы не уехали? – спрашиваю его.

Александр отвечает просто и спокойно:

«Людям надо ездить. Город живёт. Работать некому. Вот и не уезжаю».

Родом Ястребов из села Муром, но давно с семьёй живёт в Шебекино. На маршрутном автобусе уже 24 года работает – без малого четверть века. Жена, двое детей, трое внуков – все находятся тоже здесь, в родном городе.

 

Александр Ястребов и Юрий Проскурин Александр Ястребов и Юрий Проскурин / Фото: Алексей Стопичев

 

— Когда наш район сильно обстреливали, переезжали к родственникам в другой район, здесь же, в Шебекино, – рассказывает водитель.

— Пассажиров меньше стало?

— Пассажиров мало, но они есть. Хоть и одного человека, но довезти надо. Недавно вот обстрелы весь день шли. Мне домой прилетело, окна побило во второй раз. «Колокольчики» по всему городу раскидали. Недавно тоже под обстрел попал. Две минуты каких‑то проехал от рынка, и полетели кассеты. Мы в убежище повыскакивали, попрятались, пережидали, наверное, минут 20.

Мы выезжаем с автостанции, Александр выворачивает руль, переключает скорости и одновременно рассказывает, глядя на дорогу:

— Научились уже различать выходы вражеские. Наши работают – слышим. С той стороны бьют – тоже слышим. Сразу меры принимаем. Мой автобус пострадал сильно. Но крышу поменяли, поставили новые бамперы и стёкла. При атаке даже полы в салоне были пробиты, также сгорели чехлы, шторы. Но главное – это люди. Бывает, приходится и пассажиров успокаивать. Остановишься у убежища, а некоторые кричат, что надо дальше ехать. Объясняешь, что безопасность превыше всего.

— Какой у вас коллектив, срабатываетесь?

— Коллектив у нас очень дружный. Если кто‑то заболел или не вышел — подменяем. Вот у меня должен быть выходной, но товарищ попросил – я вышел. Выручаем друг друга. По‑другому сейчас никак нельзя.

 

Самые стойкие. Как работают водители пассажирских автобусов в Шебекино - Изображение Фото: Алексей Стопичев

Лучшая награда за труд

Коллега Александра Ястребова, Юрий Проскурин, тоже долго трудится водителем на пассажирском автобусе – уже 27 лет. На вопрос, как работа, весело отвечает:

«Всегда вдохновляет! Самые стойкие работают и работу не бросают».

Потом становится серьёзнее и начинает рассказывать, поглядывая на часы:

«По‑разному у нас бывает. И хорошее, и плохое – всё переносим на колёсах. Молимся, читаем «Отче наш». И с утра, и днём, и вечером».

Все водители пассажирского транспорта в приграничном Шебекино прошли многое. Каждая история – пример настоящего мужества. Спрашиваю Юрия Проскурина, что ему запомнилось больше всего.

— Запомнилось, как я из одного предприятия людей вывозил. Туда постоянно прилетало. Начальник спросил: кто поедет спасать людей? Мы вызвались добровольцами и поехали на трёх автобусах. Там всё в дыму, горит, дымит, не видно ничего. Человек бежал впереди автобуса и показывал нам дорогу. Прямо во время обстрела сотрудники предприятия выскакивали к нам, побросав всё. Мы их вывозили. Что поделать – боишься, но работаешь.

 

Самые стойкие. Как работают водители пассажирских автобусов в Шебекино - Изображение Фото: Алексей Стопичев

 

— Люди вас благодарят? – спрашиваю шебекинских маршрутчиков.

— Благодарят, – кивают они. – Поверьте, это лучшая награда за наш труд.

Алексей Стопичев

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×