Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 октября 2024,  19:00
 965

Неравный бой. Поисковики восстановили историю лётчиков, сражавшихся в небе над Прохоровкой

Историк Юрий Глазунов рассказал «Белгородской правде» о том, как удалось найти захоронение погибшего в 1943 году пилота и родственников его выжившего сослуживца

Неравный бой. Поисковики восстановили историю лётчиков, сражавшихся в небе над ПрохоровкойЛётчики Василий Чухненко, Иван Дрепин и Михаил ГришаФото: из архива Юрия Глазунова
  • Статья
  • Статья

Весной этого года прохоровский поисковый отряд «Огненная дуга» обнаружил в земле между сёлами Малояблоново и Ивановкой фрагменты сбитого советского самолёта. Тогда удалось установить не только имя погибшего при падении лётчика – Михаила Гриши, но и определить место его захоронения. Вот только фотокарточку сержанта отыскать не получилось.Нашлась она удивительным образом спустя несколько месяцев, когда поисковики обнаружили части ещё одного сбитого истребителя – под Беленихино. Лётчик этого самолёта Иван Дрепин выжил, «спасся на парашюте». Его родственники и прислали ту самую фотографию, где однополчане Гриша и Дрепин изображены вместе с ещё одним своим товарищем – Василием Чухненко. Осенью поисковики планируют найти место падения и третьего лётчика с фотографии.

На глубину 4 метра

Научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле» Юрий Глазунов состоит в поисковом отряде «Огненная дуга» около 5 лет. Говорит, что обычно точку для поиска они с ребятами намечают, опираясь на карты немецкой аэрофотосъёмки и рассказы местных жителей. Так получилось и на этот раз.

«В мае мы определили место для поиска близ села Малояблоново, – вспоминает Юрий Алексеевич. – О том, что в окрестностях были воронки от падения самолётов и что потом там собирали маленькие кусочки дюралюминия, поведали здешние жители. Приехали, провели разведку глубинным металлоискателем, но с ходу ничего не нашли. А когда начали копать, приборы показали: что‑то есть».

Углубиться в почву пришлось на 4 метра. Примерно на этой глубине обнаружили драгоценные находки: коленвал с двумя сохранившимися гильзами и поршнями и редуктор от мотора-пушки М-105 – двигателя советского истребителя. После тщательной очистки фрагментов смогли прочитать номер мотора, благодаря которому прояснилась и судьба лётчика.

 

«Нам очень помогают в поисках белгородские и московские коллеги, – делится Юрий Глазунов. – Благодаря им мы буквально за несколько дней узнали все подробности. Оказалось, что мотор № 4–3397 был установлен на самолёт Як-1б на саратовском заводе в апреле 1943 года. После его передали в 27-й истребительно-авиационный полк 205-й истребительно-авиационной дивизии. 14 мая 1943 года самолёт сбили в воздушном бою. Лётчик сержант Михаил Харламович Гриша погиб».

Спасся на парашюте

В этот день, по сообщениям оперсводки штаба дивизии, в 18:45 группа самолётов противника пыталась атаковать аэродром Правороть, где базировался 27-й истребительно-авиационный полк.

Самолёты противника были встречены огнём зенитной артиллерии и шестью самолётами Як-1, находившимися в воздухе, говорилось в сводке. Дополнительно подняли ещё четыре самолёта. Группа противника была рассеяна.

 

 

В воздушном бою сбили пять вражеских самолётов и два советских истребителя.

«Погибли два лётчика, в том числе и Михаил Гриша, – рассказывает Юрий Алексеевич. – На месте поисков мы костных останков не обнаружили. И, когда я потом поехал в архив в Подольск, выяснил, что 15 мая 1943 года погибших похоронили в саду в центре села Грушки. А в конце 1950-х годов перезахоронили в братской могиле посёлка Прохоровка. Единственное, что нам не удалось найти, это фотографию Михаила Гриши. Но, как оказалось, на этом история не закончилась».

24 августа поисковики приступили к работе в районе хутора Ясная Поляна Беленихинского сельского поселения. Обнаружили часть редуктора и пушку истребителя. На двухметровой глубине после падения горящего самолёта даже глина превратилась в обожжённый кирпич. Но при этом останков пилота поисковики не нашли.

 

«Номер двигателя удалось рассмотреть на уцелевшей алюминиевой шайбе редуктора, – поясняет Юрий Глазунов. – Благодаря этой информации после работы в архивах с помощью коллег выяснили, что такой мотор был установлен на истребитель Як-1б № 23 129. Его сбили в воздушном бою 6 июля 1943 года».

Оперсводка сухо сообщала, что лётчик Иван Дрепин не вернулся с боевого задания. Но в наградном листе значилось, что младший лейтенант Дрепин сбил в том воздушном сражении один самолёт, ввязался в неравный бой, в результате которого его истребитель сгорел, а сам он «спасся на парашюте».

Три товарища

Поисковики выяснили, что Иван Фёдорович Дрепин прошёл всю войну. Родился он в селе Алексеевка Липецкой области в 1921 году. В 1942-м окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. А в составе 27-го полка воевал с 10 мая 1943 года. В июле награждён медалью «За отвагу». Младший лейтенант приземлился на территорию, занятую нашими войсками, и вернулся в свой полк, чтобы дальше громить врага. В 1945 году получил орден Красной Звезды.

 

«С помощью соцсетей нам удалось разыскать внучку Дрепина – Марину Юрьевну Косых, – говорит Глазунов. – Именно она поделилась с нами документами и фотографиями из семейного архива. И прислала ту самую карточку, где Иван Дрепин снят вместе со своим однополчанином Михаилом Гришей».

В 1946 году Иван Фёдорович вернулся домой, женился и воспитал троих детей и шестерых внуков. Работал в Боринском детском доме учителем труда. Ушёл из жизни в августе 1991-го.

«Самый значимый результат в работе поисковика – когда удаётся идентифицировать человека, – подчёркивает Юрий Алексеевич. – Это приносит моральное удовлетворение. Особенно когда находишь родственников бойца, его потомков. Они всегда очень благодарят. Порой говорят: вот мы и не знали ничего, не знали, как и где погиб, или не знали ничего о его боевом пути, потому что он не любил об этом рассказывать. Теперь эти страницы истории семьи, истории страны восстановлены».

Неподдельный интерес

Поисковики прохоровского отряда продолжают вести свою работу. Находят порой совершенно неожиданные свидетельства, о которых до этого читали лишь в архивах. Так, в прошлом, 2023 году Глазунов с отрядом обнаружили недалеко от Беленихино уникальную находку – два люка от советских танков Т-34 с изображением немецких крестов:

«Это первая и пока единственная такая находка за всё время. Дело в том, что в Курской битве вела наступление дивизия «Дас Райх». А в ней были на вооружении наши Т-34. Как они туда попали? Когда немцы Харьков второй раз захватили, на заводе 33 танка отремонтировали и 25 направили в «Дас Райх». И к 12 июля 8 из них дошли до Прохоровки. Вот у них на внутренней стороне люка изображён немецкий балочный крест, чтобы себя обезопасить. Танк‑то советский. По документам мы знали, что немцы воевали на наших Т-34, но никто до сих пор не находил их фрагменты с немецкой символикой».

Работать поисковикам приходится в самых разных условиях. Иногда процесс не останавливают даже зимой, иногда копают так глубоко, что доходят до грунтовых вод. Как было в 2015 году, когда для извлечения самолётного двигателя и пушки с девятиметровой глубины пришлось использовать водолазное снаряжение. Но фрагменты извлекли, нашли родственников лётчика и его фотографии.

 

«Сейчас нам фотография этих троих лётчиков не даёт покоя, – замечает Юрий Алексеевич. – Планируем осенью найти третьего товарища – Василия Чухненко. Есть у нас кое‑какие намётки, где может лежать его боевая машина. Возможно, где‑то близ села Лучки или Тетеревино».

Поисковая работа, говорит Глазунов, довольно специфическая. Тут важен неподдельный интерес, умение работать с архивами, не опускать руки, если что‑то не получилось. Зато когда всё сходится, как с той самой чёрно-белой фотокарточкой, старания окупаются вдвойне.

«Приятно, когда нам удаётся восстанавливать имена, узнавать больше о судьбах людей, – подводит итог Глазунов. – Находить родственников и рассказывать им истории их родных и близких. Ради этого и работаем. Чтобы сохранять память».

Анастасия Состина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×