«К каждому ребёнку нужен подход». Белгородка выпускает из своей вокальной студии таланты
О трудностях и радостях работы с юными дарованиями «БелПрессе» рассказала педагог по вокалу Лилия Зернова
-
Статья
-
Статья
6 сентября в эфире Первого канала стартовал 11-й сезон шоу «Голос. Дети». И два маленьких вокалиста из Белгорода – воспитанника Зерновой – покорили жюри и прошли слепые прослушивания.
Мария Кареева и Роман Скробот попали в следующий тур шоу. И оба они занимаются в Estrada Vocal Studio.
«Я хочу в музыкальную школу»
На улице промозглый и пасмурный октябрь, а в студии у Лилии Зерновой светло и по‑домашнему уютно. И это не удивительно, ведь для своих воспитанников она и педагог, и друг, и мама.
Родилась Лилия в Белгороде. Её отец хоть и окончил музыкальное училище, но жизнь свою связал со строительством, а мама посвятила себя дому и детям. Маленькая Лиля была жизнерадостным и подвижным ребёнком, но со стальным характером. Как‑то раз, когда ей было 4 года, они с мамой проходили мимо детской музыкальной школы. Девочка услышала мелодию, доносящуюся из отрытого окна, и сказала маме, что хочет там заниматься.
«Но мама считала, что мне ещё слишком рано. Однако я всё равно настояла на своём. 2 года училась в подготовительных классах, а с 6 лет меня взяли в 1-й класс по игре на фортепиано. Параллельно я занималась в детском музыкальном театре-студии «Звуки музыки» под руководством Николая Бирюкова и Елены Латыш-Бирюковой, в котором до окончания школы играла главные роли. Мы часто ездили на всевозможные вокальные конкурсы, и в 11-м классе у меня даже не стоял вопрос о том, куда поступать. Я точно знала, что свяжу свою жизнь с пением», – говорит белгородка.
У Лилии были мысли о большой эстраде – конкурсы, кастинги. Но любовь к детям и желание помочь им осуществить мечты перевесили собственные амбиции. Окончив Санкт-Петербургский государственный институт культуры, девушка вернулась в родной Белгород, где преподавала вокал в детской музыкальной школе № 1.
В 2020 году она без отрыва от основной работы открыла свою вокальную студию.
«Мне хотелось больше заниматься именно развитием детей, а развитие – это постоянные выезды, конкурсы. Ребят нужно показывать, чтобы прийти к определённой цели, как, например, «Голос. Дети». Я долгое время не могла решиться уйти из музыкальной школы, потому что много лет там отработала. Но в один прекрасный момент поняла, что меня не хватает на всё: я и ребят на конкурсы вожу, и сама езжу как член жюри, а ещё у меня есть семья. Последней каплей стали обстрелы Белгорода, когда школы перевели на дистант. Я решила, что пора покидать зону комфорта, и с марта занимаюсь с детьми только в своей студии», – рассказывает Лилия Зерновая.
Бездарных детей не существует
На данный момент у неё занимаются 14 ребят от 5 до 17 лет, и к каждому из них у педагога свой подход. Когда ребёнок только приходит, нужно увидеть его изнутри, понять темперамент, характер, выбрать направление.
«Каждый ребёнок индивидуален, и абсолютно под каждого нужна своя песня. Например, Маша Кареева – просто невероятно чистая, добрая и светлая девочка. Ей нравится зажигательные песни, она вся в них растворяется и, когда выходит на сцену, сразу берёт зрителя. Ей нужно подбирать что‑то очень подвижное, где она могла бы раскрыться. Рома Скробот – непоседа и хулиган, соответственно, и песни нужны хулиганистые. Конечно, для общего развития мы обязаны быть разносторонними, и в процессе обучения ребята поют абсолютно разный репертуар – от патриотики до эстрады», – поясняет педагог.
Для Зерновой бездарных детей не существует. Она на деле доказывает, что и слух, и голос можно развить, главное – чтобы было желание.
Обучение начинается с постановки голоса. Это долгий и трудоёмкий процесс, который может занять несколько лет.
«У меня очень мало учеников, которые приходили бы и сразу выдавали чистый звук. Обычно приходят просто дети, и ты берешь и развиваешь, растишь из них серьёзных вокалистов. Например, с Софией Хомяковой мы занимались 4 года, прежде чем она «выстрелила». Зато этим летом на форуме Леонида Агутина она заняла 1-е место, получила 100 тыс. рублей и сертификат на обучение в академии Агутина», – хвалится Лилия.
Конкурсы – это развитие и практика
Все ребята из Estrada Vocal Studio – постоянные участники и победители всероссийских и международных конкурсов. А это выходы на сцену, во время которых ребёнок обретает уверенность в себе. Каждый новый сезон воспитанники Зерновой начинают с обкатки репертуара: сначала едут в Курск, Воронёж и Орел. Дальше по маршруту Санкт-Петербург и Москва, где проходят самые серьёзные конкурсы России, такие как «Твой голос», «Звёзды эстрады», «Лучший голос земли» и «Голос. Дети».
Мария и Роман – не первые воспитанники Лилии Александровны, которые поучаствовали в проекте. Так, в 10-м сезоне вокального шоу белгородцы активно болели за Константина Горишнякова. На слепых прослушиваниях он развернул к себе всех троих наставников и, продолжив участие в команде Басты, дошёл до финала. Сейчас Костя учится в 9-м классе, продолжает занятия в вокальной студии и активно готовится к поступлению в музыкальное училище Москвы.
Поддержка очень важна
На самом деле для участия и победы в конкурсах мало одного желания и работы педагога. В этом вопросе очень важны поддержка родителей, их всецелое принятие выбора ребёнка.
«Я благодарна своим родителям за то, что не стали отговаривать меня заниматься музыкой и говорить, что это не профессия. За то, что поехали со мной в институт на прослушивание и поддержали. У моих нынешних учеников тоже есть такая колоссальная поддержка. Вместе мы работаем с трёх сторон. Как бы ребёнок ни горел музыкой, он по‑прежнему ребёнок, который хочет бегать и играть. И вот здесь со стороны родителей должны быть правильные настрой и мотивация. Не ругать, а напоминать, ради чего он должен каждый день заниматься вокалом», – отмечает Лилия Зернова.
Хочет поучаствовать в шоу «Голос. Дети» и сын Лилии – Мирон. Ему всего 5 лет, но он уже обучается вокалу, игре на фортепиано и участвует в вокальных конкурсах. И мечтает везде получать Гран-при.
Наталья Дарованная